Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обнародовал окончательный вариант концепции нового Трудового кодекса (ТК), содержащий «предложения по коренной модернизации трудового законодательства». Скандальная норма о 60-часовой рабочей неделе исключена — возможность увеличения нормативного рабочего времени промышленники решили прописать с помощью более гладких формулировок и без конкретики.
Концепция утверждена бюро правления РСПП и в ближайшее время будет направлена в правительственную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, координатором которой является вице-премьер Ольга Голодец, рассказали в РСПП.
Нынешний Трудовой кодекс (ТК) работодатели оценивают как промежуточный, имеющий переходный характер: он не стимулирует работодателей к созданию высокоэффективных рабочих мест, ориентирован в основном на крупные предприятия традиционных отраслей промышленности, препятствует использованию гибких режимов работы, его понятийный аппарат устарел, отмечают в РСПП.
Из концепции следует, что издержки создания и ведения бизнеса из-за «негативных эффектов «перезащищенности» работников высоки. «Если работодатель не может быстро и адекватно реагировать на требования рыночной конъюнктуры, в короткие сроки перестраивать производство и бизнес-процессы, а должен затрачивать значительные средства на поддержание неэффективных рабочих мест, ему будет невыгодно инвестировать в российскую экономику», — говорится в документе.
Поэтому новый кодекс должен облегчить работодателю возможность расторжения трудового договора с малоэффективными работниками при обоснованных экономических затратах. Если работодатель не может выполнить свои обязательства по объективным причинам (в том числе экономическим), то он может «облегчить» свои обязательства перед работником. Излишняя законодательная защищенность работника и предоставление ему значительных компенсаций при увольнении могут сдерживать работодателей от найма работников даже во время экономических подъемов.
В РСПП считают, что в новом ТК должна быть максимально расширена свобода действий работников и работодателей в трудовых отношениях при минимальном вмешательстве государства. Государству стоит ограничиться установлением лишь минимальных стандартов, «правил игры». Основным регулятором социально-трудовых отношений должен стать механизм социального партнерства.
Новый ТК, каким его предлагает РСПП, должен стимулировать переход работников из сферы неформальной занятости в сферу трудовых отношений. ТК не должен содержать жестких запретов и ограничений на заключение срочных трудовых договоров. Зарплата работника должна зависеть от его эффективности. РСПП предлагает перейти на почасовую оплату труда. Обязательства выплачивать компенсации и пособия работникам, уволенным по экономическим причинам, РСПП предлагает частично переложить на государство — создать фонды на основе частно-государственного партнерства.
Промышленники продолжают настаивать на легализации использования заемного труда. Это так называемый лизинг персонала, разновидность непостоянной занятости, когда работник заключает договор с организацией-посредником, например частным агентством занятости, а оно направляет его для выполнения работы в другую компанию. Как ранее заявлял глава думского комитета по труду Андрей Исаев, законопроект о запрете заемного труда в России должен быть согласован представителями профсоюзов, объединений работодателей и правительством к 1 октября.
В целом концепция 2012 года более мягкая по сравнению с предыдущими поправками в Трудовой кодекс, утвержденными бюро РСПП 17 ноября 2010 года, в которых, в частности, предлагалось установить 60-часовую рабочую неделю и 12-часовой рабочий день. При этом отмечалось, что «такая работа не является сверхурочной и оплачивается в размере, установленном в трудовом договоре».
В новой концепции прописано, что «новый кодекс должен основываться на соблюдении международных норм и не должен затрагивать исторически сложившейся нормальной продолжительности рабочей недели — 40 часов». Работодатели пошли на уступки благодаря давлению профсоюзов. — Мы здесь сыграли определенную роль, — говорит генеральный секретарь Союза профсоюзов России Евгений Куликов. — Мы принимали активное участие в обсуждении концепции и пришли к консенсусу, что это нецелесообразно. Нынешняя концепция не дает работодателю возможности принудительно увеличивать продолжительность рабочей недели.
По словам Куликова, меры по увеличению прав работодателей непопулярны и не совсем оправданны, они приведут к еще большему усложнению положения работника, ухудшению его благосостояния и условий труда. — Если давать больше прав работодателям, тогда нужно давать больше прав и представителям работников — профсоюзам.
По словам члена комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям Анатолия Харламова, нынешний Трудовой кодекс устарел концептуально, поэтому не хотелось бы, чтобы те предложения, которые будут одобрены или уже одобрены, стали бы просто латанием дыр.
Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов настроен категорически против непопулярных мер. По словам его председателя Андрея Исаева, эта концепция не будет принята никогда.
— Трудовой кодекс — это очень сложный документ, который создавался как компромисс между профсоюзами, предпринимателями и властью. Таким образом он сохранен, и только таким образом он может дальше меняться. Такого, чтобы мы приняли документ, который написала одна сторона, не будет никогда, для этого нужно совершить военный переворот и установить диктатуру, — уверяет депутат.
По поводу мер, упрощающих процедуру увольнения работников по «объективным причинам», Исаев ответил, что он к этому «негативно относится» и их «не пропустит».
— И что такое неэффективный работник? Это концепция — одностороннее решение в пользу работодателей, это большая ошибка с их стороны, которая приведет к обратному эффекту: кодекс будут пересмотрен, но в сторону работников, — добавляет он. Дина Ушакова
|