Накопить на пенсию или спонсировать государство: в чем смысл программы долгосрочных сбережений? | 13:32 |
Авторы “Выберу.ру” рассчитали модель анонсированной в России программы долгосрочных сбережений. На выходе с учётом инфляции программа принесла на 1 миллион рублей меньше, чем сумма вложений в неё за 15 лет. Как именно государство будет внедрять программу, каковы скрытые мотивы ее внедрения? Авторы «Выберу.ру» провели большое исследование, чтобы выяснить, какие цели преследует государство, запуская программу ПДС и что получат будущие пенсионеры. Также мы ответим на главный вопрос: выгодно ли становиться участником программы? Читайте исследование в 3 частях. Часть первая: мотивация — продать облигации Во-первых, государство ставит перед собой стратегическую цель — приучить будущих пенсионеров самостоятельно копить на старость, поскольку модель солидарности поколений (при которой неработающие старики получают пенсию за счёт работающих граждан) плохо работает в условиях сокращения численности трудоспособного населения и роста числа пенсионеров. Демография ставит перед правительством сложный выбор: либо искать деньги где-то ещё и направлять на пенсионные выплаты больший процент бюджетных доходов, либо убеждать будущих пенсионеров самостоятельно копить на старость — вот хотя бы с помощью ПДС (читайте обзор новой программы в статье на «Выберу.ру»). Причём начинать делать это как можно раньше, как говорится, «ещё вчера». Во-вторых, государство с помощью ПДС может более эффективно, чем сейчас, решить тактическую задачу наращивания внутреннего госдолга. Я опасаюсь, что именно эта задача — тактическая по своему характеру — может отодвинуть на второй план достижение стратегической цели (формирования пенсионных сбережений) и в итоге сделать её достижение невозможным. В настоящее время государство последовательно увеличивает размер госдолга. Для займов на внешних рынках сейчас не лучшее время, и потому занимать приходится на внутреннем рынке. Государству не помешало бы иметь больше новых «длинных денег», которые будущие пенсионеры станут копить по предложенной модели ПДС — такие деньги можно будет провести сквозь негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и выбранные ими управляющие компании (УК), как сквозь сито, и инвестировать преимущественно в облигации федерального займа (ОФЗ) и разные квазигосударственные долги (инфраструктурные облигации, корпоративные облигации госкомпаний и т. д.) на 15 лет (или на срок до достижения 60 лет у мужчин и 55 у женщин). Под контролем Банка России сформированные средства программы долгосрочных сбережений будут вкладываться в облигации федерального займа, инфраструктурные облигации, корпоративные облигации и прочие ценные бумаги Поскольку получить деньги участник ПДС сможет только частями — либо в виде пожизненной прибавки к пенсии, либо — и это самый быстрый вариант получить их, не считая особых случаев, вроде болезни, потери работы и т. п. — в виде ежемесячных выплат в течение 10 лет, то де-факто государство сможет пользоваться внесёнными в ПДС деньгами даже не 15, а 25 лет и более. Заместитель министра финансов сказал: Минфин России будет наращивать долг, но при этом будет «стараться оставаться в безопасных границах» — 20% ВВП, указала замглавы ведомства Ирина Окладникова в интервью агентству «Интерфакс» 18 июля 2023 года. По ее словам, внутренний госдолг растет в последние годы: в 2019 году внутренний долг составлял 9 трлн рублей, в 2020 году — 10 трлн рублей, за 2022 год внутренний долг существенно вырос и сейчас составляет 18,8 трлн рублей. «Внешний не вырос в связи с тем, что мы уже больше не можем занимать на внешних рынках по понятным причинам. Он даже снизился, мы в прошлом году, когда пытались успевать после введения санкций исполнять наши обязательства, замещаться, мы чуть-чуть снизили внешний долг — он составляет 4 трлн рублей по сравнению с 4,5 трлн рублей по состоянию на 1 января 2022 года, то есть до начала военной специальной операции. Изучая процесс наращивания внутреннего госдолга, можно обратить внимание не только на его быстрый рост с 2022 года, но и на его состав: до 2022 года государство предпочитало занимать внутри страны в форме облигаций с постоянным доходом или купоном (ОФЗ-ПД), который через равные периоды выплачивается держателю, однако с 2022 года уровень таких заимствований не рос, зато, как и в год начала пандемии коронавируса, резко пошёл вверх уровень займов в облигациях с переменным купоном (ОФЗ-ПК) — это долговые бумаги с плавающим купоном, процентный доход по которым изменяется в зависимости от изменений ключевой ставки ЦБ РФ, или ставки RUONIA, или иного ориентира; размер переменного купона пересчитывается согласно проспекту эмиссии пропорционально изменениям ставки-ориентира, но не моментально — часто это происходит через полгода после изменения ориентира. Причина описанной динамики заимствований, вероятно, в том, что в ожидании роста инфляции кредиторы не готовы выкупать у Минфина ОФЗ с постоянным купоном, который не защищает от инфляции и девальвации национальной валюты. Относительную защиту дают облигации с переменным или плавающим купоном, ОФЗ-ПК или «флоатеры», их на бирже берут охотнее. Есть ещё облигации с амортизируемым долгом (ОФЗ-АД) и индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН), но их доля в общем объёме внутреннего госдолга сравнительно невелика. Итак, государство (как и любой заёмщик в подобной ситуации, заметим) хотело бы занимать больше, а платить за пользование деньгами меньше. Продавать (размещать) на бирже ОФЗ с постоянным купоном в условиях роста инфляции и ограниченного спроса сложно, а ОФЗ с переменным купоном — проще, но менее выгодно для государства-заёмщика. В такой ситуации меня беспокоит, что под флагом защиты сбережений ПДС от кредитного и рыночного рисков государство может обязать НПФы делать выбор в пользу таких портфелей управляющих компаний, которые преимущественно состоят из ОФЗ и квазигосударственных облигаций, в том числе и таких, которые в условиях инфляции на бирже не пользуются спросом. Заметим, что инвестиции в другие классы инструментов — ну хотя бы в акции компаний, которые в долгосрочной перспективе способны обыгрывать инфляцию, или в те же «флоатеры» — в анонсах программы либо не упоминаются, либо скрываются за неясной формулировкой «прочие ценные бумаги». Напрашивается вывод, что такие инструменты не будут приоритетом ПДС. И это возвращает к нас к вопросу, какую задачу — стратегическую или тактическую — государство хочет решить с помощью новой программы. Решить их одновременно невозможно, задачи противоречат друг другу. Как распределяются риски Благодаря портфельной теории Гарри Марковица мы знаем, что доходность — это плата за риск. Во многих странах гособлигации считаются наименее рискованным и вместе с тем наименее доходным инструментом фондового рынка. Люди часто полагают, что вероятность получить обратно деньги, инвестированные в облигации такого эмитента, каким является государство, выше, чем когда имеешь дело с облигациями банков, частных компаний и прочих эмитентов. Предположим, они правы, и примем на веру, что некоторые риски государственных ценных бумаг действительно ниже, чем у бумаг корпоративного сектора, например. Некоторые, но далеко не все. Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались в своей жизни, вы не можете исключить из неё риск, вы можете лишь распределить его. Например, вы хотите сократить риск попасть в ДТП и продаёте автомобиль, ходите пешком, ездите на метро, избегаете неконтролируемых пешеходных переходов? Поздравляю, вам удалось снизить риск ДТП, но теперь выросли риски того, что на голову упадёт кирпич, а в метро случится конфликт с другими пешеходами и прочие неприятности. В этой ситуации всё, что мы можем, — это прежде чем принимать решение, изучить статистику происшествий и решить для себя, чего мы с учётом всех своих данных больше опасаемся: ДТП или падения кирпича на голову? Примерно то же происходит и с портфелем ценных бумаг будущего обладателя негосударственной пенсии или участника программы долгосрочных сбережений. Разница в том, что государство лишило будущего пенсионера права самостоятельно оценивать риски и принимать решение о распределении активов в портфеле и делегировало это право (в ограниченных пределах) уполномоченным им агентам — пенсионным фондам, которые государство контролирует. Ответ на вопрос, каким будет наш капитал через 15 лет, прямо зависит от того, как уполномоченные государством фонды будут распределять риски нашего портфеля. Из публичных заявлений мы помним, что приоритет отдаётся гособлигациям. Признанный эксперт рынка облигаций Фрэнк Фабоцци полагал — и это убеждение разделяет, вероятно, большинство портфельных управляющих — что основным (то есть — самым вероятным, чаще встречающимся) фактором риска с точки зрения стратегии управления облигационным портфелем является его чувствительность к изменению уровня процентных ставок (которая измеряется дюрацией). Если купонные платежи по облигации фиксированные (как у ОФЗ-ПД и большинства облигаций на Московской бирже), то риск для инвесторов (будущих пенсионеров) заключается в падении цены облигации при росте процентных ставок в экономике. Цена такой облигации и процентные ставки связаны обратной зависимостью: если процентные ставки в экономике растут (что бывает при росте инфляции, когда ЦБ РФ повышает ставку, желая сдержать ослабление рубля), то рыночная цена облигации падает. У облигации с большим сроком до погашения и редкими выплатами купонов дюрация высока, и значит портфель НПФ-УК, составленный из подобных ценных бумаг, будет последовательно терять свою стоимость при растущей инфляции. Риск ПДС для участника с описанным портфелем облигаций распределён таким образом, что реализуется он медленно, в течение 15 лет. Даже обнаружив через пять лет, что собранный ему управляющим портфель ценных бумаг, сохраняя свою номинальную стоимость, проигрывает инфляции, участник ПДС только и сможет, что передать свои сбережения в другой НПФ (который будет действовать по тем же установленным государством правилам), и бессильно наблюдать ещё десять лет, как обесцениваются его сбережения. Я могу понять, когда будущие пенсионеры до 2014 года передавали в подобную систему инвестирования накопительную часть пенсии (они всё равно не могли её изъять и инвестировать самостоятельно), но людей, которые вместо самостоятельного инвестирования текущего дохода (например, зарплаты) с помощью ИИС и других инструментов, понесут зарплату на 15 лет в ПДС, мне понять сложно. Часть вторая: выгоды перевода пенсии в новую программу Программа долгосрочных сбережений (ПДС) стартует 1 января 2024 года — пакет законодательных поправок уже принят и подписан. Минфин России и Банк России на своих официальных интернет-ресурсах вкратце рассказали, в чём её суть. Авторы «Выберу.ру» провели большое исследование, чтобы выяснить, какие цели преследует государство, запуская программу ПДС, что будущие пенсионеры получат, вкладывая деньги в новую программу, какие есть несостыковки. Также мы ответим на главный вопрос: выгодно ли становиться участником программы? Сегодня мы публикуем вторую часть. Будущим пенсионерам 1967 года рождения и моложе, имеющим накопительную часть пенсии («замороженную» с 2014 года), полезно знать о ней всё. Например, что с 1 января 2023 года отменяется перечисление работодателем 6% взносов в Социальный фонд России (СФР, прежнее название — Пенсионный фонд России) на формирование накопительной части пенсии, теперь все взносы работодателя будут идти в общий пенсионный котёл СФР. Но это не значит, что граждане лишены возможности пополнять накопительную часть пенсии иначе, — всё ещё можно перечислять в НПФ дополнительные страховые взносы (самостоятельно или поручить это работодателю) или использовать для пополнения накопительной части пенсии материнский капитал. Наконец, можно просто сохранять уже сформированную накопительную часть пенсии, инвестируя её, как и прежде, по схеме СФР-УК или НПФ-УК. Таким образом, накопительная часть пенсии остаётся «на столе» как один из вариантов копить на старость (насколько этот вариант состоятелен — мы посчитаем дальше). Ещё из нового: теперь сформировавшие накопительную часть пенсии люди не будут подвергаться дискриминации в части начисления им индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), как это было с 2015 по 2022 год. За 2023-й и последующие годы максимальное значение ИПК (индивидуальные пенсионные коэффициенты) им установлено такое же, как и для лиц, не формирующих накопительную пенсию, — 10 баллов за один год трудового стажа (для сравнения: за предыдущие годы формирующие накопительную часть пенсии люди максимально могли получить не более 6,25 балла ИПК, а не формирующие — не более 10). Это важно, потому что количество баллов ИПК влияет на размер страховой пенсии, она считается по формуле: Страховая пенсия = ИПК * стоимость одного ИПК + фиксированная выплата. В 2023 году стоимость одного ИПК установлена в размере 123 рубля 77 копеек, фиксированная выплата равна сумме 7 567 рублей 34 копейки, а количество своих ИПК можно посмотреть в личном кабинете на «Госуслугах». Если, предположим, у вас накоплено 100 баллов ИПК, и вы прямо сейчас перестанете трудится, то по достижении пенсионного возраста сможете получать страховую пенсию в размере 19 934 рубля 34 копейки (100*123,77+7 567,34 =19 934,34). Билет в один конец Вы не обязаны срочно бежать и переводить свою «замороженную» с 2014 года накопительную часть пенсии в Программу долгосрочных сбережений. Прежде чем идти на этот шаг, нужно его хорошо просчитать и сравнить с другими вариантами. Важно учесть, что передача накопительной части пенсии в ПДС — это билет в один конец, обратно в форму накопительной пенсии вернуть такой взнос через год или через пять лет не получится. Кроме того, вы имеете право вступить в ПДС своими деньгами, но не переводить в программу накопительную часть пенсии, — в этом случае у вас будет два «пенсионных плана» одновременно. Ниже я сравнил основные условия распоряжения накопительной частью пенсии с 2024 года в случае её сохранения и в случае передачи в виде единовременного взноса в госпрограмму долгосрочных сбережений. Негосударственная часть пенсии Единовременный взнос в ПДС Варианты размещения у страховщика социальный фонд России (СФР) негосударственные пенсионные фонды (НПФ) только НПФ Софинансирование от государства нет нет Налоговый вычет нет да, обещан налоговый вычет на взносы в размере до 400 тысяч рублей (до 52 тысяч рублей возврат НДФЛ «на руки») Срок инвестирования (минимально возможный) до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин или 15 лет со дня вступления в ПДС Варианты исчисления срока получения пенсии (минимально возможный) единовременно, если размер накоплений меньше 5% от суммы страховой пенсии по старости и накопительной пенсии срочно, равными частями ежемесячно, по достижении до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин в течение 10 лет или иного срока бессрочно, равными частями, ежемесячно, по достижении 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин или при получении права на досрочную пенсию равными частями ежемесячно по достижении до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин в течение 10 лет или иного срока бессрочно, ежемесячно по достижении 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин или при получении права на досрочную пенсию Гарантия возврата средств на случай банкротства или отзыва лицензии НПФ возврат в размере остатка на счёте, но не более 1,4 млн рублей; с 2024 года — в размере не более 2,8 млн рублей возврат в размере остатка на счёте, но не более 2,8 млн рублей Гарантия возврата средств на случай плохого управления деньгами до начала получения накопительной пенсии АСВ гарантирует возврат средств в размере взносов (без инвестиционного дохода), после начала получения пенсии — в размере установленной пенсии, но не более двукратного размера социальной пенсии по старости (с 1 апреля 2023 года размер социальной пенсии по старости в РФ составляет 7153 рубля 33 копейки) отсутствует Наследование да (за исключением уже назначенной бессрочной пенсии) да (за исключением уже назначенной бессрочной пенсии) Иммунитет от судебного взыскания только до начала выплат только до начала выплат Возможность выбора и смены страховщика без потери инвестиционного дохода да, раз в 5 лет можно переходить между любыми НПФ и СФР раз в 5 лет можно поменять НПФ. Вернуть сбережения из НПФ в СФР нельзя Возможность выбора и смены управляющей компании да, но только в случае, если средства размещены у СФР — тогда можно ежегодно выбирать УК из списка компаний, соответствующих критериям СФР нет, выбирает НПФ Влияние на индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) уже нет, с 2023 года независимо от наличия или отсутствия накопительной части пенсии за один отработанный год человеку может быть максимально начислено 10 баллов ИПК нет Возможность получить деньги досрочно имеющие право на досрочное оформление страховой пенсии люди (работники вредных производств, Крайнего Севера и другие категории граждан, указанные в Федеральном законе «О страховых пенсиях») могут одновременно начать получать и накопительную часть пенсии. обещана досрочная единовременная выплата 100% сбережений в случаях: выявления заболеваний и состояний, требующих высокотехнологической медпомощи или несущих риск смерти; установление 1-й группы инвалидности; потеря работы и нахождение на учёте в службе занятости более полугода; смерть родственника (вносившего существенный вклад в семейный бюджет); приобретение первого в жизни жилья. Дополнительно предусмотрено право получить сбережения досрочно, договорившись с НПФ на индивидуальных условиях (например, понадобились деньги на обучение ребёнка). Но НПФ вправе отказаться заключать такое соглашение. Условия ПДС могли бы быть лучше, если бы участникам программы дали возможность активного управления своими сбережениями (как на ИИС) или хотя бы сохранили для них возможность свободного ежегодного выбора того или иного портфеля из числа предлагаемых УК вариантов (могла бы получится более свободная версия текущего варианта с инвестированием накопительной части пенсии по связке СФР-УК). Но этого не случилось, так что ПДС в текущей редакции не стала интереснее уже имеющихся вариантов инвестировать с использованием налоговых вычетов. Например, для людей, у которых есть накопительную часть пенсии, было бы выгоднее её не трогать, а дополнительно открыть и пополнять ИИС любого типа. Я бы ещё отметил, что есть категории граждан, которым может быть выгоден перевод в накопительной части пенсии в ПДС — это люди, имеющие основания получить сбережения досрочно. Если, к примеру, человек копит деньги на покупку первой квартиры или на необходимую ему дорогостоящую операцию (которая входит в обширный перечень высокотехнологичной медицинской помощи, утверждённый Минздравом России, — его нужно внимательно изучить), то вступление в ПДС предоставит ему уникальную возможность потратить на эти цели накопительную часть пенсии. Разные стартовые возможности На входе в ПДС у будущих участников программы разные условия. Успех и провал, соответственно, будет зависеть не только от того, как действуют участники и НПФ, но и от стартовых позиций участников программы. Для начала ПДС де-факто делит всех ныне работающих на: граждан, ранее сформировавших накопительную часть пенсии (люди моложе 1967 года но при этом работавшие до 2014 года); граждан, не сформировавших накопительной части пенсии (люди старше 1967 года рождения и люди, начавшие работать после 2014 года). Имеющие накопительную часть пенсии могут перевести её в ПДС единовременным взносом. Здесь отметим, что софинансирования от государства за такой единовременный взнос не будет — это прямо указано в законе. Отметим также, что накопительную часть пенсии можно никуда не переводить, а оставить в нынешнем виде, и затем, по достижении 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин, обратиться за этой частью пенсии в пенсионный фонд (СФР или НПФ — смотря, кого выбирали). Здесь уместно сказать и несколько слов о таком лозунге ПДС, как «приватизация замороженной накопительной пенсии». Дескать, программа позволяет начать получать эту накопительную пенсию через 15 лет, что для многих будет быстрее, чем ждать до 60 лет. В действительности это утверждение справедливо не для многих, а лишь для мужчин моложе 1980 года рождения и женщин моложе 1985 года рождения (им всем до предпенсионного возраста 60/55 осталось больше 15 лет), которые при этом начали трудится и успели сформировать хоть сколько-нибудь существенную сумму накопительной пенсии до 2014 года. Для всех прочих перевод накопительной части пенсии в ПДС никак не ускорит получение первых выплат. Можно разделить работающих граждан по минимально возможному обязательному времени участия их денег в ПДС на две категории: работающие граждане, которым осталось более 15 лет до 60-летия у мужчин и 55-летия у женщин; работающие граждане, которым осталось менее 15 лет до 60-летия у мужчин и 55-летия у женщин. В последней категории стоит отметить мужчин 57−59 лет и женщин в возрасте 52−54 года. С учётом трёхлетнего государственного софинансирования и возможного ежегодного налогового вычета ПДС для таких участников может быть более-менее приемлемым решением. Вероятность того, что плохое управление и инфляция успеют причинить большой вред их сбережениям до получения первых выплат, я оцениваю как низкую. Наконец, уже на старте государство делит всех участников ПДС на три категории в зависимости от их доходов и софинансирует их взносы в зависимости от уровня их доходов (если сумма взноса составляет не менее двух тысяч рублей) в следующих объемах: 1 руб. на 1 руб. взносов — при доходе за прошлый год до 80 000 руб.; 1 руб. на 2 руб. взносов — при доходе за прошлый год от 80 000 до 150 000 руб.; 1 руб. на 4 руб. взносов — при доходе за прошлый год свыше 150 000 руб. Максимально государство готово софинансировать каждого участника программы не более чем на 36 000 рублей в год, следовательно, 108 000 рублей — это пока предел возможного софинансирования за три года. Для этого за те же три года самым бедным участникам ПДС придётся внести 108 000 собственных денег, среднему классу — 216 000, а самым богатым участникам программы придётся раскошелиться на 432 000 рублей. Условия специального налогового вычета Важным стимулом для граждан вступать в ПДС можно назвать специальный налоговый вычет. Банк России на своём сайте указал, что ПДС предусматривает специальный налоговый вычет — возврат НДФЛ составит до 52 000 рублей ежегодно при уплате взносов в ПДС до 400 000 рублей. Максимально возможный возврат НДФЛ в 52 000 рублей — это 13% от 400 000 рублей, но воспользоваться налоговым вычетом можно будет только тем участникам ПДС, за которых работодатель ежегодно платит более 400 000 рублей НДФЛ. Легко заметить, условия для вычета анонсированы такие же, как и на индивидуальном инвестиционном счёте (ИИС) первого типа. Вместе с тем, остаётся неясным несколько вопросов, связанных с данным налоговым вычетом. Уже принятый пакет законодательных поправок, на которых основывается ПДС, не содержит нормы, устанавливающий в ч.2 Налогового кодекса РФ нового основания для инвестиционного налогового вычета в размере 400 000 рублей. Можно предположить, что она появится позже либо что участникам ПДС будут открывать ИИС в управляющей компании, которую выбрал НПФ. Конструкция в последнем случае выглядит противоречивой хотя бы потому, что Банк России анонсирует ежегодные вычеты по ПДС, а формат ИИС−3 (который из всех ИИСов только один и можно будет открывать с 2024 года) предполагает лишь однократное получение налогового вычета на взнос. Как указано в таблице выше, нет ясности, можно ли будет получить данный налоговый вычет с единовременного взноса накопительной части пенсии. Официальных разъяснений на этот счёт я пока не обнаружил. Нет точных данных, будет ли данный «специальный налоговый вычет» суммироваться с инвестиционным налоговым вычетом. Эксперты, комментирующие этот вопрос, склоняются к тому, что да, вычет будет общий. В этом случае, грубо говоря, если у вас открыт ИИС−1 и вы вступаете в ПДС, затем вносите везде по 400 тысяч рублей (в сумме 800 тысяч), то ваша сумма налогового вычета всё равно будет 400 тысяч рублей, и «на руки» вы получите 13% (52 тысячи рублей) от этой суммы (при условии, что сумма уплаченного НДФЛ за год у вас не меньше). Кстати, можно заметить, что налоговый вычет будет по-разному мотивировать наименее обеспеченных участников программы. Простой подсчёт показывает, что в полном размере (то есть, в сумме 52 000 рублей) возвращать НДФЛ по этому вычету смогут только граждане, чья официальная зарплата до уплаты налога составляет более 36 000 рублей. Три варианта накопить на пенсию. Как получать в старости больше Рассчитывать только на государство в вопросе пенсионных накоплений как играть в русскую рулетку, поэтому люди дальновидные предпочитают создавать накопления. Впрочем, государство и этот вопрос берёт под контроль. Со следующего года начнёт работать программа долгосрочных сбережений (ПДС), с помощью которых можно откладывать на старость. Государство обязуется не только давать стимулирующие прибавки к накоплениям, но и инвестировать деньги, чтобы люди не теряли сбережения на инфляции. «Выберу.ру» посчитали три варианта пенсионных накоплений, чтобы выяснить, как безбедно жить в старости. Мы для расчёта взяли варианты сбережения с государством, индивидуально и совмещая оба способа. Часть третья: три модели пенсионных накоплений Рассчитывать только на государство в вопросе пенсионных накоплений как играть в русскую рулетку, поэтому люди дальновидные предпочитают создавать накопления. Впрочем, государство и этот вопрос берёт под контроль. Со следующего года начнёт работать программа долгосрочных сбережений (ПДС), с помощью которых можно откладывать на старость. Государство обязуется не только давать стимулирующие прибавки к накоплениям, но и инвестировать деньги, чтобы люди не теряли сбережения на инфляции. «Выберу.ру» посчитали три варианта пенсионных накоплений, чтобы выяснить, как безбедно жить в старости. Мы для расчёта взяли варианты сбережения с государством, индивидуально и совмещая оба способа. Вообще, история негосударственных пенсионных фондов — это обширная тема отдельного исследования, которым я не готов заниматься. Мне очевидно одно: ребята из связки НПФ-УК не ставят свою шкуру на кон, не отвечают перед инвесторами (будущими пенсионерами) за слабые результаты портфеля ценных бумаг, могут законным образом годами игнорировать их интересы. А как говорил известный трейдер Нассим Талеб, «тех, кто ничем не рискует, нельзя допускать к принятию решений». Я думаю, в предложенной схеме ПДС агентская проблема за 15 лет способна не просто сильно исказить прогнозируемый результат для каждого отдельного участника программы, но и погубить её. Та же самая агентская проблема существует и в системе управления накопительной частью пенсии, но в ней у будущего пенсионера хотя бы есть гарантированная на случай плохого управления или досрочного перевода из одного фонда в другой «несгораемая» сумма взносов, а также возможность инвестировать будущую пенсию, не прибегая к услугам НПФ, по связке «Соцфонд России — управляющая компания». Такое решение в прошлые годы позволяло экономить на сумме комиссий. Имеет смысл взять данные Банка России и посмотреть на результаты управления, комиссии, налогообложение прибыли, наложенные государством ограничения и срок жизни НПФов. Данные ниже — самая важная часть для оценки перспектив участия в ПДС. 1. Результаты управления накопительными пенсиями в прошлом откровенно удручают. Как резюмировал в своём отчёте за IV квартал 2022 года ЦБ РФ, «доходности инвестирования всех пенсионных портфелей в 2022 году выросли год к году, но остались ниже инфляции». И действительно, при официальной инфляции 11,9% в 2022 году НПФ размещали пенсионные накопления россиян столь эффективно, что продемонстрировали доходность 5,1%. Но, может быть, это просто год был такой, неудачный для фондов? А давайте посмотрим на сайте Банка России, что было за последние десять лет. Пять из десяти лет доходность пенсионных накоплений НПФ была ниже официального уровня инфляции. Также из этого графика видно, что НПФ не готовы реагировать на рост инфляции (обратите внимание, какой провал доходности у них в 2014—2015 и 2021−2022 годах). Я предполагаю, это происходит в том числе из-за того, что в своих портфелях НПФы держат много облигаций с постоянным рублёвым купоном, доходность которых (и без того низкая) трагически падает в период роста инфляции и процентных ставок. Объективности ради нужно заметить, что у менеджеров НПФ и УК есть причины не держать значительную часть пенсионных резервов и накоплений в акциях. Во-первых, к тому, чтобы составить портфель преимущественно из облигаций подталкивает сама модель регулярных выплат будущих накопительных пенсий. Во-вторых, акции волатильны, прогнозировать доход по ним сложнее, а менеджеры, чей горизонт планирования по объективным причинам короче 15 лет, видимо, не хотели бы из-за временной просадки в акциях показывать ЦБ и собственникам фондов по итогам года убыток. Последние два года мы видим, что они предпочитают показывать номинальную прибыль, однако катастрофически проигрывают инфляции. Возможно, пора всё же повнимательнее оценить состав портфелей и систему оценки работы НПФ. Игнорирование проблемы постепенно дискредитирует всю систему долгосрочных сбережений. 2. Влияние ограничений со стороны государства на доходность управляющих компаний, которым СФР и НПФ поручали инвестировать пенсионные накопления (и которые скоро будут инвестировать долгосрочные сбережения), на мой взгляд, преувеличено. Действительно, перечень разрешённых активов устанавливается Банком России, а Правительство РФ вправе со своей стороны определять максимальные доли различных классов активов и вводить дополнительные ограничения. Теоретически государство всегда имело (и имеет сейчас) возможность обязать управляющие компании и НПФ инвестировать деньги будущих пенсионеров только в государственные ценные бумаги, однако на практике законодательные рамки никогда не были такими жёсткими и последовательно расширялись. Например, управляющие в 2004 году могли инвестировать в акции российских эмитентов до 40%, в 2005 — до 45%, в 2006 — до 55%, а с 2007 — до 60% портфеля пенсионных накоплений. Даже если учесть прочие ограничения (например, с 2017 года при включении в портфели акций российских акционерных обществ, НПФ должны были ограничиваться теми, что входили в первый котировальный список, либо в индекс Мосбиржи, либо принадлежали высокотехнологичным компаниям из второго котировального списка с рыночной капитализацией эмитента не менее 6 млрд рублей), управляющие могли формировать портфели с такой долей акций, которая позволяла бы показывать лучшие результаты, чем они показывали последние десять лет. Акции на длинном горизонте способны обгонять инфляцию, но управляющие предпочитают облигации. 3. Состав пенсионного портфеля. Вот, например, в каких активах держали пенсионные накопления НПФ по итогам 2020, 2021 и 2022 годов. Как видите, процент пенсионных накоплений, который НПФы инвестируют в облигации, традиционно велик — облигации суммарно составляют более 85% их портфелей. Также можно заметить, что в условиях инфляции последних двух лет фонды нарастили долю государственных ОФЗ и снизили долю акций (которая и без того смехотворно мала). Думаю, не последнюю роль в этом сыграла агентская проблема, а также предположу, что учет риска повышения процентных ставок по-прежнему мало беспокоит управляющих при формировании портфеля. Если у вас есть накопительная часть пенсии, и вы хотите знать, в какие классы активов её инвестируют, найдите на официальном сайте НПФ, каким управляющим он доверил её, а затем на сайтах УК прочтите их инвестиционные декларации. Заодно полюбопытствуйте, с какой доходностью последние пять лет инвестировали вашу накопительную пенсию (её можно считать ежегодно на основании отчётов на «Госуслугах»). Ключевой вопрос в этой ситуации: во что НПФ и УК будут инвестировать сбережения новой программы следующие 15 лет. Ответить точно на него пока невозможно. Лично я, с учётом данных прошлых лет и заявлений из финансового блока правительства, не испытываю оптимизма по данному поводу. 4. Плата за управление. «В долгосрочном периоде тирания сложных затрат сильнее магии сложных процентов» — писал Джон Богл в «Руководстве разумного инвестора». Одна из проблем ПДС как раз в том, что инвестор (будущий пенсионер) не имеет возможности снизить тиранию комиссий в течение 15 лет, а это достаточно долго, чтобы попрощаться с мечтой о том, как сложный процент вознесёт до небес сумму пенсионных накоплений. И фонды, и управляющие компании получают вознаграждение за управление нашими накопительными пенсиями. Как и в классической модели доверительного управления здесь есть плата за управление (взимается при любом результате) и плата за успех (взимается с прибыли — при её наличии). Но есть и установленные законом ограничения. Например, доверительный управляющий (тот человек, которому НПФ доверил управлять вашими деньгами) может ежегодно получать в качестве вознаграждения более 10% величины доходов от инвестирования. А суммарные ежегодные расходы Соцфонда России по оплате необходимых расходов управляющих компаний не могут превышать 1,1% средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющих компаний по соответствующим договора. Но гораздо интересное — это как считается вознаграждение негосударственных пенсионных фондов. Сейчас вознаграждение НПФ за управление пенсионными накоплениями сейчас включает в себя постоянную часть вознаграждения (0,75 процента от средней стоимости чистых активов за отчётный год — эта сумма выплачивается независимо от результата инвестиций, фонд получит её даже при абсолютно провальных результатах) и переменную часть вознаграждения (за успех выплачивается не более 25% дохода от инвестирования в год от суммы, оставшейся после выплат управляющей компании и специализированному депозитарию, который учитывает активы. Успех, как вы могли догадаться, считается по номинальной стоимости в рублях, без учёта инфляции). Эксперты писали, что в средние ежегодные расходы на связку НПФ-УК в прошлые годы выходили на уровне 1,5% от суммы пенсионных накоплений, а это дороже, чем 1,1% за связку СФР-УК. Это «средняя температура по больнице». В теории каждый НПФ мог бы установить более низкую плату за успех, просто мне о такой практике неизвестно. С 2024 года планка максимально допустимого вознаграждения НПФ за успехи в деле управления нашими накопительными пенсиями будет снижена на 5%. А с 2027 года ещё на 5%. Вознаграждение НПФ за управление деньгами ПДС и за успех будут считаться иначе. Постоянная плата за управление составит 0,6% в год от суммы активов в 2024−26 годах, и 0,5% в последующие годы. А вот плата за успех, рассчитываемая с дохода от инвестирования средств ПДС после оплаты УК и депозитария, будет состоять из двух переменных частей: базовой (не более 20% от расчётной величины дохода НПФ) и дополнительной (не более 25% от разницы между расчётной величиной дохода и превышающим её доходом, если такой случится). Обратите также внимание, что связка СФР-УК в новой программе долгосрочных сбережений не предусмотрена. То есть, в отличие от системы накопительных пенсий, НПФы по новой программе своё вознаграждение заберут в любой ситуации. Считаем вместе Попробуем смоделировать ситуацию. Возьмём условного россиянина и посчитаем, выгодно ли ему вступить в ПДС. Предположим, что до возраста 60/55 и начала выплат ему — независимо от того, вступит в программу своей накопительной пенсией или не вступит — ещё 15 лет (кстати, я специально не учитывал в расчётах пол, так что они применимы и для мужчин, и для женщин). Предположим также, что сейчас у этого россиянина уже сформирована накопительная часть пенсия в размере 200 тысяч рублей (округлим цифру). Кроме того, он работает и имеет ежемесячный налогооблагаемый доход в диапазоне от 80 до 150 тысяч рублей (что позволяет ему претендовать на налоговые вычеты и софинансирование со стороны государства в размере 1 рубль на каждые 2 рубля взносов. Модель первая: все деньги — в программу долгосрочных сбережений Предположим, наш россиянин решил передать накопительную часть пенсии в ПДС, а также ежегодно вносить в программу столько денег, сколько нужно для получения максимально возможного государственного софинансирования и налоговых вычетов (которые хоть и указаны в таблице отдельным столбцом, но рефинансируются и в расчётах участвуют как часть 400-тысячного взноса следующего года). При этом будем считать, что ежегодно за управление он платит НПФ 1,5% от суммы активов, а ежегодная инфляция и доходность портфеля равны средним значения за последние десять лет — 7,12% и 6,51% соответственно. На выходе получим приблизительное представление о том, сколько денег (в сегодняшних рублях с их покупательной способностью) получит участник ПДС. Цифры округлим до целых значений. ГОДЫ ВЗНОСЫ В ПДС В Т. Ч. ЗА СЧЁТ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОФИНАНСИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРИ СРЕДНЕЙ ДОХОДНОСТИ 6,51% ПОСЛЕ ВЫЧЕТА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ НПФ 1,5% ИТОГО С УЧЁТОМ ИНФЛЯЦИИ 7,12% 1-й год 600 000 0 0 639 060 629 471 584 653 2-й год 400 000 52 000 36 000 1 087 098 1 070 792 994 552 3-й год 400 000 52 000 36 000 1 523 681 1 500 826 1 393 967 4-й год 400 000 52 000 36 000 1 949 098 1 919 862 1 783 168 5-й год 400 000 52 000 0 2 325 292 2 290 413 2 127 336 6-й год 400 000 52 000 0 2 691 866 2 651 488 2 462 702 7-й год 400 000 52 000 0 3 049 064 3 003 328 2 789 491 8-й год 400 000 52 000 0 3 397 127 3 346 170 3 107 923 9-й год 400 000 52 000 0 3 736 389 3 680 245 3 418 212 10-й год 400 000 52 000 0 4 066 778 4 005 776 3 720 575 11-й год 400 000 52 000 0 4 388 824 4 322 992 4 015 195 12-й год 400 000 52 000 0 4 702 624 4 632 085 4 302 281 13-й год 400 000 52 000 0 5 008 399 4 933 273 4 582 024 14-й год 400 000 52 000 0 5 306 354 5 226 759 4 854 614 15-й год 400 000 52 000 0 5 596 689 5 512 739 5 120 232 16-й год 0 52 000 0 Получается, что при реализации первого сценария у нашего россиянина будет: страховая пенсия по возрасту; выплаты ПДС 42 668,60 (в сумме 5 120 232 рубля); налоговый вычет после выхода из ПДС 52 000 рублей. Общая сумма выплат в течение 10 лет с учётом инфляции и без учёта страховой пенсии = 5 172 232 рубля. Модель вторая: накопительную часть пенсии не трогаем, совмещаем инвестиции на открытом у брокера Индивидуальном инвестиционном счёте первого типа с взносами в Программу долгосрочных сбережений Представим, что накопительную часть пенсии в размере 200 тысяч рублей наш россиянин никуда не передаёт, не пополняет, а инвестирует по связке СФР-УК с той же средней доходностью 6,51% и платой за управление в пределах 1,1% от суммы. ГОДЫ НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ РЕЗУЛЬТАТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРИ СРЕДНЕЙ ДОХОДНОСТИ 6,51% ПОСЛЕ ВЫЧЕТА РАСХОДОВ СФР 1,1% ИТОГО С УЧЁТОМ ИНФЛЯЦИИ 7,12% 1-й год 200 000 213 020 210 677 195 677 2-й год 208 416 206 123 191 447 3-й год 203 910 201 667 187 308 4-й год 199 502 197 307 183 259 5-й год 195 189 193 042 179 297 6-й год 190 969 188 868 175 421 7-й год 186 841 184 786 171 629 8-й год 182 802 180 791 167 919 9-й год 178 851 176 884 164 290 10-й год 174 985 173 060 160 738 11-й год 171 202 169 319 157 264 12-й год 167 502 165 660 153 865 13-й год 163 882 162 079 150 539 14-й год 160 339 158 575 147 285 15-й год 156 873 155 147 144 101 Итак, накопительная пенсия в реальном выражении с учётом инфляции за 15 лет сократилась более чем на четверть. Тем не менее, наш россиянин (независимо от страховой пенсии по возрасту) ежемесячно в течение 10 лет сможет получать сумму, эквивалентную нынешним 1200 рублям 84 копейкам. В ПДС по второму сценарию наш россиянин инвестирует по 400 000 рублей только три года непосредственно перед достижением возраста 60/55 для получения максимального софинансирования и налогового вычета, а предыдущие 12 лет получает и реинвестирует в составе следующего взноса налоговые вычеты по брокерскому ИИС первого типа. На ИИС инвестор теоретически может получить любую доходность, но мы возьмём для расчётов на 15 лет скромные 10% годовых после вычета налога с купонного дохода, брокерских и депозитарных комиссий — такая доходность на дату подготовки этой статьи сопоставима с доходностью банковских вкладов, а на брокерском счёте ИИС достижима даже для неквалифицированных инвесторов с минимальным опытом, которые покупают ОФЗ (например, на дату подготовки этой статьи ОФЗ 26243 с погашением в 2038 году продаются с доходностью 11,07% и текущей доходностью купона 10,56%), а также, весьма вероятно, корпоративные облигации, у которых доходность выше. ГОДЫ ВЗНОСЫ НА БРОКЕРСКИЙ ИИС−1 ВЗНОСЫ В ПДС В Т. Ч. ЗА СЧЁТ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ГОС. СОФИНАНСИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРИ СРЕДНЕЙ ДОХОДНОСТИ ИИС 10% ИИС С УЧЁТОМ ИНФЛЯЦИИ 7,12% ПРИ СРЕДНЕЙ ДОХОДНОСТИ ПДС 6,51% ПОСЛЕ ВЫЧЕТА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ НПФ 1,5% ПДС С УЧЁТОМ ИНФЛЯЦИИ 7,12% 1-й год 400 000 0 0 0 440 000 408 762 0 0 0 2-й год 400 000 0 52 000 0 889 539 826 203 0 0 0 3-й год 400 000 0 52 000 0 1 348 823 1 252 787 0 0 0 4-й год 400 000 0 52 000 0 1 818 066 1 688 620 0 0 0 5-й год 400 000 0 52 000 0 2 297 482 2 133 901 0 0 0 6-й год 400 000 0 52 000 0 2 787 291 2 588 836 0 0 0 7-й год 400 000 0 52 000 0 3 287 720 3 053 634 0 0 0 8-й год 400 000 0 52 000 0 3 798 997 3 528 508 0 0 0 9-й год 400 000 0 52 000 0 4 321 359 4 013 678 0 0 0 10-й год 400 000 0 52 000 0 3 972 310 3 689 482 0 0 0 11-й год 400 000 0 52 000 0 4 498 430 4 178 142 0 0 0 12-й год 400 000 0 52 000 0 5 035 956 4 677 396 0 0 0 13-й год 0 400 000 52 000 0 5 145 136 4 778 802 426 040 419 649 389 770 14-й год 0 400 000 52 000 36 000 5 256 682 4 882 406 841 184 828 566 769 572 15-й год 0 400 000 52 000 36 000 5 370 647 4 988 257 1 245 711 1 227 025 1 139 661 16-й год 0 0 52 000 36 000 1 175 661 Итак, при реализации второго сценария через 15 лет наш россиянин будет иметь на ИИС сбережения, эквивалентные нынешней сумме 4 998 257 рублей, эти деньги он сможет при желании снять со счёта единовременно. И ещё 1175 661 рубль он накопит в рамках ПДС, и дополнительно сможет ежемесячно в течение 10 лет получать сумму, эквивалентную нынешним 9 797 рублей 18 копеек. Таким образом, при реализации второго сценария у нашего россиянина будет: страховая пенсия по возрасту; сумма на ИИС 4 998 257 рублей; накопительная пенсия 1200,84 (в сумме 144 101 рубль); выплаты ПДС 9 797,18 (в сумме 1 175 661 рубль); налоговый вычет после выхода из ПДС 52 000 рублей. Общая сумма выплат в течение 10 лет с учётом инфляции и без учёта страховой пенсии = 6 370 019 рублей. Модель третья: накопительную часть пенсии не трогаем, в Программу долгосрочных сбережений не вступаем, все деньги инвестируем на Индивидуальном инвестиционном счёте первого типа, отрытом у брокера Теперь попробуем совсем исключить из планов ПДС и 15 лет формировать капитал без государственного софинансирования. Расчёт накопительной части пенсии повторять не буду, он такой же, как в сценарии № 2. ГОДЫ ВЗНОСЫ НА БРОКЕРСКИЙ ИИС−1 В Т. Ч. ЗА СЧЁТ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА РЕЗУЛЬТАТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРИ СРЕДНЕЙ ДОХОДНОСТИ 10% С УЧЁТОМ ИНФЛЯЦИИ 7,12% 1-й год 400 000 0 440 000 408 762 2-й год 400 000 52 000 889 539 826 203 3-й год 400 000 52 000 1 348 823 1 252 787 4-й год 400 000 52 000 1 818 066 1 688 620 5-й год 400 000 52 000 2 297 482 2 133 901 6-й год 400 000 52 000 2 787 291 2 588 836 7-й год 400 000 52 000 3 287 720 3 053 634 8-й год 400 000 52 000 3 798 997 3 528 508 9-й год 400 000 52 000 4 321 359 4 013 678 10-й год 400 000 52 000 3 972 310 3 689 482 11-й год 400 000 52 000 4 498 430 4 178 142 12-й год 400 000 52 000 5 035 956 4 677 396 13-й год 400 000 52 000 5 585 136 5 187 474 14-й год 400 000 52 000 6 146 221 5 708 610 15-й год 400 000 52 000 6 719 471 6 241 045 16-й год 0 52 000 Итак, при реализации третьего сценария у нашего россиянина будет: страховая пенсия по возрасту; сумма на ИИС 6 241 045 рублей; накопительная пенсия 1200,84 (в сумме 144 101 рубль); налоговый вычет после закрытия ИИС 52 000 рублей. Общая сумма выплат в течение 10 лет с учётом инфляции и без учёта страховой пенсии = 6 437 146 рублей. Грубый итог МОДЕЛЬ 1 МОДЕЛЬ 2 МОДЕЛЬ 3 Вошло денег, в том числе 6 308 000 6 308 000 6 200 000 …внесено собственных средств 5 220 000 5 220 000 5 220 000 …внесено средств накопительной части пенсии 200 000 200 000 200 000 …внесено средств за счёт возврата НДФЛ налоговыми вычетами 780 000 780 000 780 000 …внесено средств государственного софинансирования 108 000 108 000 0 Вышло денег с учётом инфляции, в том числе 5 172 232 6 370 019 6 437 146 …единовременно 52 000 5 050 257 6 293 045 …равными ежемесячными платежами в течение 10 лет 5 120 232 1 319 768 144 101 Результат (с учётом инфляции за время внесения денег, без учёта инфляции за время получения денег) – 1 135 768 + 62 019 + 237 146 текст: Андрей Игнатенко, “Выберу.ру” Первая часть: «Мотивация — продать облигации или помочь пенсионерам?» Вторая часть: «Программа пенсионных накоплений: выгодно переводить деньги из НПФ или нет?» Третья часть: «Три варианта накопить на пенсию. Как получать в старости больше» | |
Категория: Новости | Просмотров: 98 | Добавил: villi1962 | |
Всего комментариев: 0 | |