Меню сайта

Форма входа

Партнерство

наш баннер:

Профсоюз Безопасность


Гуманитарный университет профсоюзов

портал Мир безопасности

ДиПОО

Профсоюз ТВ

Работа в охране и безопасности

Найти работу

Профсоюзная жизнь

Поиск

Календарь новостей

«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика

Главная » 2009 » Март » 11 » Стороны РТК не сошлись в результатах мониторинга
Стороны РТК не сошлись в результатах мониторинга
18:50

5 марта в Доме правительства прошло заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Наибольшее внимание уделили вопросу мониторинга ситуации на рынке труда. Мониторинг у сторон, вроде бы, похож, а вот выводы делаются разные, иногда даже противоположные.

СТАТИСТИКА - ДЕЛО СКОЛЬКОЕ

По настоянию профсоюзов на каждом заседании Российской трехсторонней комиссии поднимается вопрос о мониторинге ситуации на рынке труда. Неудивительно, что именно он вызывает больше всего споров и дискуссий: по важности с ним не сравнится, наверное, никакой другой.

Вот и 5 марта три стороны комиссии представили данные своего мониторинга. Начала, по традиции, правительственная сторона. Они, как настоящие оптимисты, умудряются найти положительное даже в отрицательном. Но сделать это в сложившейся ситуации на рынке труда трудно даже им. Максим Топилин, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, рассказал, что по сравнению с ситуацией на начало октября численность безработных выросла на 1,4 млн: если на октябрь она составляла 4,7 млн человек (или 6,2% экономически активного населения), то на февраль составила 6,1 млн (или 8,1% экономически активного населения). Если же говорить о количестве именно зарегистрированных безработных, то с момента последнего заседания РТК оно серьезно выросло. В отдельные недели рост составлял до 100 тыс. человек, и на 25 февраля численность зарегистрированных безработных составляет 1,97 млн. Напомним, что в федеральном бюджете был заложен прогноз в 1,6 млн человек.

- Мы согласовали с Министерством финансов проект постановления о выделении дополнительных средств в размере 33,9 млрд рублей, что позволит обеспечить социальные выплаты и реализацию программ занятости для 2,2 млн человек в среднем за год. У нас есть надежда, что этих денег будет достаточно, но вместе с тем мы не исключаем возможности пересмотра прогноза до 2,8 млн человек (в среднем за год), если ситуация будет складываться негативным образом, - уточнил Топилин.

В чем же оптимизм? По данным правительственного мониторинга, начала уменьшаться численность работников, находящихся в простое по вине работодателя: на 25 февраля таковых было 202,9 тыс. человек, что на 46 тыс. меньше, чем неделей раньше. “Это дает нам основания надеяться, что этот процесс остановился и на предприятиях происходит стабилизация”, - пояснил Топилин. Однако еще на прошлой неделе, по данным того же правительственного мониторинга, был прирост этого показателя на 0,5%, так что делать выводы о стабилизации кажется несколько преждевременным.

А в отношении неполного рабочего времени показатели продолжают расти. На 25 февраля количество занятых неполное рабочее время достигло 702 тыс. человек. “Но по сравнению с последними неделями темпы роста уменьшились!” - пытается подсластить пилюлю замминистра. Ну что ж, было бы замечательно, если бы оптимистичные прогнозы правительства сбылись.

Если говорить об “антилидерах”, то Минздравсоцразвития называет Челябинскую, Нижегородскую, Тверскую, Владимирскую и Свердловскую области - там наблюдается самый большой рост численности зарегистрированных безработных за все время осуществления мониторинга. Например, в Челябинской области с октября численность безработных выросла аж в три раза!

- Но, исходя из того, что происходит в регионах, мы пытаемся выстраивать свою работу по утверждению региональных программ. Напомню, что челябинская программа была утверждена одной из первых, и в этой области уже реализуются мероприятия по обучению работников и временной занятости, - утешает Максим Топилин.


ДВА ПРОГНОЗА

Сторона работодателей была более лаконична. Она представила итоги своего опроса компаний за январь-февраль (см. таблицу) и сделала выводы такие же, как и у правительства: основные решения, связанные с сокращением персонала, неполным режимом занятости и оптимизацией работы компаний, уже приняты, причем приняты во второй половине декабря - январе. “Наше исследование фиксирует, что планы компаний по использованию этих инструментов существенно сокращаются на февраль - апрель. Это дает нам основания считать, что массовых сокращений не будет. Это не означает, что будет остановлено сокращение вообще, но его темп снизится”, - поясняет исполнительный вице-президент общероссийского объединения работодателей Федор Прокопов. Он обратил внимание, что их тревожит тот факт, что большинство компаний либо существенно сократило, либо полностью прекратило наем новых сотрудников, а это означает, что уволенные люди не смогут найти себе новую работу.

 





Профсоюзы же, анализируя свой мониторинг, делают несколько иные выводы. Нина Кузьмина, секретарь ФНПР, говорит, что “ситуация развивается по тому же сценарию, что и месяц назад”, и профсоюзный прогноз - это ускорение темпов прироста высвобождения рабочей силы в марте - апреле. По данным же на 27 февраля, полученным от первичных профорганизаций ФНПР, 38% предприятий столкнулись с проблемами в сфере оплаты труда. Из них 20,9% имеют долги перед работниками по оплате труда. “Антилидер” здесь - Приволжский федеральный округ (47,3%), затем идут Центральный (27,6%) и Сибирский (15,4%) федеральные округа. Кроме того, на 20,7% предприятий отмечается абсолютное снижение начисленной зарплаты. Среднее уменьшение начисленной зарплаты в феврале по отношению к показателю января составляет 10 - 12%.

Кузьмина отметила, что 12% предприятий из профсоюзной базы данных проводят в феврале высвобождение работников в связи с сокращением или ликвидацией производства. Из них 44,5% приходится на предприятия машиностроения, стройкомплекса и химической промышленности.

- Должна вестись работа по совершенствованию работы самих органов по труду и занятости. В некоторых регионах запись на первичный прием за месяц! А ситуация с самими работниками служб занятости? У них теперь удлиненный рабочий день, работают практически без выходных, но за ту же зарплату! - возмущается секретарь ФНПР.

Подняла она вопрос и об оплате коммунальных услуг населением:

- В одном из районов местные энергетики перестали давать тепло в дома, потому что не получают зарплату уже три месяца. Рабочие-энергетики говорят, что отключение тепла - это для них последний шанс получить зарплату. А руководство котельной говорит, что деньги на зарплату взять просто неоткуда, потому что долг населения перед энергетиками составляет в этом поселке 2,5 млн рублей.


КОМУ ПЛАТИТЬ ЗА ЖКХ?

Впрочем, этот вопрос стоило адресовать непосредственно директору департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона Александру Дронову, который сообщал о возможности снижения максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКХ в совокупном доходе семьи. Сегодня максимально допустимая доля установлена на уровне 22% - это федеральный стандарт, но в среднем по России эта доля ниже - 20%. Как объяснил Дронов, это происходит потому, что многие субъекты РФ принимают свой стандарт (что входит в их полномочия), имея средства для предоставления гражданам субсидий на оплату. Картина по субъектам РФ складывается довольно интересная: 23 субъекта держат этот стандарт на уровне 20%, 4 - имеют стандарт 10%, и 60 - считается, что имеют стандарт 22%, но в 31 из них установлен дифференцированный стандарт в зависимости от наличия доходов у населения. Таким образом, средняя величина и составляет 20%.

Директор департамента рассказал, что снижение федерального стандарта на 1% в среднем приведет к появлению дополнительных расходов в субъектах РФ на 9 млрд рублей.

- Если перейти к прямому понижению госстандарта до 10%, то это потребует дополнительно из бюджетов субъектов более 300 млрд рублей! Поэтому мы считаем, что при той ситуации с тарифами, которая складывается сегодня, при нынешней тенденции в сфере занятости делать это нецелесообразно. Никто ведь не отбирал у субъектов РФ полномочия сделать у себя дифференцированную систему и таким образом решить проблему наиболее социально незащищенных слоев населения. Так, могу привести в пример Воронежскую область. Там в 2009 году перешли на полную оплату и установили три максимально допустимых стандарта: 22%, 15% и 10%. 15% и 10% - в основном в сельских районах, где услуги по отоплению значительно дороже услуг котельных в городе.

Председатель ФНПР Михаил Шмаков задал вопрос: “В таком случае подразумевается, что эти 300 млрд рублей должно заплатить само население, которое сегодня теряет зарплату, и этих миллиардов у него нет. Вы прогнозируете рост неплатежей по ЖКХ?” На что Дронов сказал:

- Я могу привести интересный ответ, который дает статистика: число граждан, обращающихся за субсидией по оплате ЖКХ, неуклонно падает. Мы это оцениваем как странную инертность населения. И считаем, что количество желающих возрастет лишь в том случае, если субъекты изменят подход к получению субсидий - подобной дифференциацией, или же если у значительной части населения резко упадут доходы.

Дело в том, что если человек потерял работу, то автоматически средний доход на одного члена семьи падает, и значит, эти люди потенциально становятся участниками программ жилищных субсидий.

Однако хочется напомнить о некоторых особенностях получения субсидий. “Помимо понятных условий - наличие российского гражданства, ордера, договора социального найма жилья, регистрации по месту постоянного жительства - есть еще одно очень важное условие. Необходимо отсутствие задолженности по квартплате или заключение соглашения по ее погашению. На самом же деле бедных семей намного больше, вот только получить пособия они не могут по ряду причин. Например, у кого-то нет ордера или не заключен договор социального найма. А у кого-то имеются земельные участки, что тоже препятствует получению субсидий. Парадоксальная ситуация: с одной стороны, накапливается задолженность по квартплате из-за низкой платежеспособности населения, с другой - жилищные субсидии по ряду причин не востребованы” (“Солидарность” писала об этом в региональном выпуске №8, 2009) .

В итоге заседания РТК как по одному вопросу, так и по другому было принято решение “принять к сведению”. И только профсоюзы пытались убедить две остальные стороны в том, что нужно не принимать к сведению данные мониторингов, а использовать их, и на заседаниях РТК отчитываться не о том, сколько тысяч человек было уволено, а о том, что сделано для предотвращения этого.

Юлия РЫЖЕНКОВА

11.03.2009
Категория: Новости | Просмотров: 1124 | Добавил: oprnob |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]