Следующие несколько лет заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений скорее всего будет координировать Ольга ГОЛОДЕЦ. Именно она стала новым вице-премьером, курирующим социальную сферу. На первом проведенном ею заседании обсуждались два важнейших для страны вопроса: законопроект "Об образовании” и вероятность отмены льготного выхода на пенсию "вредникам”.
Куратором всей социальной сферы в новом правительстве стала вице-премьер Ольга Голодец. Именно ее представили на заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК) 24 мая в качестве нового координатора РТК, хотя де-юре она еще не утверждена в этой должности. Ольгу Юрьевну профсоюзная сторона знает давно: она занимала пост президента Общероссийского межотраслевого объединения работодателей - производителей никеля и драгоценных металлов, а в 2010 году стала заместителем мэра Москвы по вопросам здравоохранения и образования.
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН
Законопроект "Об образовании” был вторым, в обсуждении которого принимали участие все желающие (см. сайт http://www.edu.crowdexpert.ru/). Около 6 тысяч человек прислали свои предложения. На заседании РТК о законопроекте рассказывал Игорь Реморенко, заместитель главы Минобрнауки. По его словам, активнее всего проект обсуждали Москва и Санкт-Петербург. Много предложений внесло учительское сообщество Кировской области и Республики Адыгея. Группа юристов проанализировала предложения и представила доработанный документ, после этого прошли межведомственные согласования. Всего законопроект направлялся в 31 ведомство. Двадцать шесть его уже согласовали, еще у пяти есть замечания, по которым идет доработка. Это касается и предложений работодателей и профсоюзов.
- В чем внешний вызов, приведший к необходимости такого законопроекта? Если в 1992 году внешним вызовом стала рыночная экономика, из-за которой появились негосударственные образовательные учреждения, рынок образовательных услуг, то сейчас таким вызовом является возможность получать образование в предельно широком информационном поле. Центральным моментом получения образования становятся не столько образовательные учреждения, сколько индивидуальная образовательная программа человека, - пояснил Реморенко и отметил основные тенденции развития в разных направлениях.
Дошкольное образование. В России начал расти охват дошкольным образованием. И не только за счет того, что начали строить детские сады, но и за счет того, что используются разные формы дошкольного образования. Увеличился сектор негосударственного дошкольного образования, появились специальные механизмы его финансирования. Например, в законопроекте прописан механизм получения таких же средств на дошкольников для негосударственных образовательных учреждений, какие получают госучреждения. Конечно, если соблюдены все лицензионные нормативы и правила.
Школа. Типичная школа - это фронтальное обучение, но сейчас много детей получают дополнительное образование. Выходит так, что, например, спортсмены вынуждены ходить на уроки физкультуры в школе, даже если это вредит их здоровью, потому что иначе это считается невыполнением образовательной программы. Поэтому назрела возможность засчитывать в школе часть образовательной программы, полученной в другом образовательном учреждении. Законопроект вводит такие нормы.
Профобразование. Начальное профобразование все больше теряет привлекательность. Кроме того, назрела необходимость повысить престиж рабочих профессий. И авторы законопроекта пришли к выводу, что нужно создать учебное заведение одного уровня, но предусмотреть в нем два уровня подготовки специалистов: высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена. То есть начальное профобразование становится видом программы среднего профобразования.
Высшая школа. В законопроекте предложен ряд норм, направленных на расширение взаимодействия высшей школы с предприятиями. В частности, научные организации получат возможность реализации программ не только аспирантуры, но и магистратуры. Это поддерживает РАН. Меняется и принцип аккредитации вузов. Сейчас итог аккредитации - это установление статуса образовательного учреждения (институт, академия или университет), но планируется ориентироваться на содержание деятельности вузов: культурно-досуговая среда для студентов, взаимодействие с работодателями, деятельность общественных, наблюдательных советов, показатели качества обучения.
- В обществе много мифов по поводу законопроекта. На самом деле образовательных гарантий меньше не станет. Образование не станет платным. Начальное профобразование не ликвидируется, а становится видом программы среднего профобразования. Сохраняется семейное образование. Есть договоренность с учреждениями культуры и искусства об особых типах образовательных программ, которых нет нигде в мире, только в России, и т.д., - заключил Игорь Реморенко.
Рабочая группа РТК законопроект "Об образовании” в целом поддержала. При этом и сторона работодателей, и профсоюзная сторона высказали ряд замечаний.
- Я вспоминаю о первом варианте законопроекта. Его нельзя сравнить с тем, который сейчас. Новая редакция проекта проработана, она системная. Но это не значит, что нет никаких предложений. У нас появилось пока около двадцати предложений, - сказала председатель профсоюза работников народного образования и науки Галина Меркулова.
По словам Меркуловой, в законопроекте снижается уровень гарантий для граждан сельских поселений. Если раньше вопрос о закрытии или реорганизации сельской школы решал сельский сход, то сейчас проект предполагает передать это в ведение представительному органу городского округа или муниципального района, что сужает участие граждан в принятии такого важного для них решения. Кроме того, ограничиваются права профсоюзов и их представительных органов. Требуют уточнения статьи, которые касаются студенческих стипендий и оплаты проживания в студенческих общежитиях.
И самый больной вопрос, по мнению профсоюзной стороны, - это экономическая деятельность в сфере образования. Появился новый термин: финансирование в достаточном размере. Но кто и как будет оценивать этот "достаточный размер”?
"ВРЕДНИКИ” = НАХЛЕБНИКИ?
РТК заслушала информацию об исполнении бюджетов соцфондов за 2011 год. Все три фонда закончили год с профицитом: в ФСС доходы превысили расходы на 61,025 млрд руб.; в Пенсионном фонде профицит составил 333,5 млрд руб.; в Фонде обязательного медицинского страхования - 38,009 млрд руб.
Первый зампред правления Пенсионного фонда Александр Куртин сообщил, что в 2011 году число пенсионеров, получающих пенсию, впервые превысило 40 млн. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 710 руб. и на конец года составил 8813 руб. При этом среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,7 раза. Средний размер социальной пенсии тоже увеличился и на начало текущего года составил 5207 руб. Все это создает предпосылки для выполнения поставленной перед фондом задачи: довести размер пенсии к 2018 году до 2,5 прожиточных минимума.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков отметил, что объективный показатель для оценки уровня пенсии - коэффициент замещения утраченного заработка, и спросил, сколько он сегодня составляет.
- А как считать коэффициент замещения? - задал встречный вопрос Куртин. - К сожалению, у нас его часто считают так: берется отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы, и это называется коэффициентом замещения. Это неправильно. Нужно брать соотношение первой пенсии к последнему заработку по каждому человеку. 102-ю Конвенцию МОТ (коэффициент замещения равен 40% от утраченного заработка) мы давно выполняем. Коэффициент замещения в Ингушетии, Дагестане, Чечне, Владимире, Брянске - в общем, на всей европейской части России и на Северном Кавказе - свыше 50%. Если говорить по отраслям, то у педагогов, у работников сельского хозяйства, у врачей он тоже превышает 50%. Но это не потому, что пенсия большая, а потому что зарплата маленькая.
Председатель Росуглепрофа Иван Мохначук выразил обеспокоенность иного рода:
- Сегодня многие заявляют, что досрочные пенсии себя изжили, и от них нужно избавляться. Говорят, что льготники, как нахлебники, сидят на шее у Пенсионного фонда. Но на мой вопрос, сколько шахтеры платят суммарно в Пенсионный фонд и сколько на них расходуется средств (чтобы понять: это мы сидим у кого-то на шее, или у нас сидят?), никто ответить не может.
На это зампред правления Пенсионного фонда ответил так:
- Нам поставлена задача: к 1 октября мы должны выработать новые подходы в пенсионном обеспечении, то есть представить концепцию реформирования пенсионной системы. Один из главных вопросов - это, безусловно, досрочная пенсия. В этом году было назначено 2,4 млн новых пенсий, из них 500 тысяч, то есть примерно четверть, - льготные. Такой системы нет ни в одной из стран мира. Сейчас мы над этим работаем. Но статистики нет, сегодня ее никто не ведет.
После дебатов стороны пришли к решению создать рабочую группу с участием представителей всех отраслей, в которых большое количество "вредников”, и обсудить вопросы льготного выхода на пенсию в трехстороннем режиме.
ВОКРУГ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
В завершение слово взял Михаил Шмаков. Дело в том, что прямо перед заседанием РТК прошло первое заседание правительства РФ, рассмотревшего, в том числе, законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 ФЗ "Об электронной подписи”. По проекту, работникам, которые трудятся дистанционно, разрешат в электронном виде заключать трудовой договор, подавать документы и ставить виртуальную подпись. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, проект направлен на упрощение процедуры трудовых отношений и расширение возможностей для дистанционной работы граждан, что особенно важно для людей с ограничениями по здоровью.
- На заседании правительства высказано мнение, что год назад мы рассмотрели этот проект федерального закона, но текст и название того документа были другие, были и замечания. Поэтому законопроект, который сегодня был вынесен на заседание правительства, не рассматривался в РТК. Я считаю, что произошел казус, который поставил в неудобное положение все правительство, - заявил Михаил Викторович на заседании РТК.
Министр труда Максим Топилин, присутствовавший на обоих заседаниях, возразил, что РТК рассматривала этот законопроект, однако "в ходе доработки в правовом департаменте, затем в администрации президента в проект вносились достаточно тонкие изменения, искался компромисс между юристами, и законопроект немного по-другому выглядит, хотя тема та же самая”.
Однако Шмаков не согласился с новым министром, поскольку считает, что у обсуждаемого на заседании правительства законопроекта не только текст другой, но даже название. В итоге стороны пришли к решению в течение десяти дней рассмотреть законопроект заново на уровне координаторов сторон.
Юлия РЫЖЕНКОВА
2012-05-30 10:57:00
|