Россияне запасаются сахаром, макаронами и... предметами роскоши. | 17:03 |
В условиях нехватки денег (а эти условия нам пообещали предоставить еще как минимум на год) люди меняют структуру своих расходов. Поэтому спрос на одни товары падает, а на другие растет. Мониторинг, который провела “Солидарность”, показал, что далеко не всё в российском спросе поддается строгой логике науки. НЕ ПОЛАГАЯСЬ НА КРАПИВУ. Пока мэр Вологды Евгений Шулепов предполагает, что “придет весна - пойдет крапива, и будет легче”, другие чиновники думают, что легче не станет. На днях Министерство экономического развития РФ пересмотрело свой социально-экономический прогноз на нынешний год. Расчеты ведомства показывают, что реальная зарплата упадет не на 0,2%, как полагали, а на 3,5%. Доходы населения сократятся на 4% вместо 0,7%. Вырастет и официальная безработица - до 6,3% вместо 5,8%. на 3,5% упадет зарплата россиян на 4% сократятся доходы населенияВ общем, денег у нас станет меньше. А свободных денег (с учетом роста коммунальных платежей) - еще меньше. Соответственно, мы станем покупать другие вещи - попроще, подешевле. И брать их поменьше. Таким образом, уменьшится спрос на многие товары, в том числе на предметы роскоши и дорогие предметы обихода. Стабильным остается спрос на товары первой необходимости и лекарства, без которых человек обойтись не может (к примеру, инсулин). А есть товары, на которые в кризис одновременно поднимается и цена, и спрос, - так называемые товары Гиффена (или инфериорные товары). Экономисты считают, что, несмотря на увеличение цены, спрос в кризис вырастет на рис, макароны, хлеб, цельное молоко, свинину и картофель, а также на подержанные и низкокачественные товары. Примерно прежним должно остаться потребление птицы, сыра, говядины, сигарет, кофе, яиц, электричества, одежды и обуви. Сократиться должно потребление бензина, вина, баранины, товаров длительного пользования. При этом спад спроса на те или иные товары приводит к проблемам предприятий и отраслей. Соответственно, падают зарплаты, предприятия оптимизируют штат. Впрочем, мониторинг падения и повышения спроса на товары, проведенный “Солидарностью” по открытым источникам, показал, что далеко не все в нашей стране предсказуемо. АВТОМОБИЛИ2015-й стал третьим годом падения для российского автомобильного рынка. За год было продано 1,6 млн легковых автомобилей, что на 35,7% меньше результата 2014-го. Лидером продаж в стране стала Lada Granta - на нее спрос упал всего на 21,4%. Однако есть нюансы. Спрос на автомобили в премиум-сегменте упал всего на 23%. К примеру, спрос на Mercedes-Benz понизился на 15%. Зато Porsche и Lexus продемонстрировали позитивную динамику - их продажи выросли на 12% и 6% соответственно. В 2015 году увеличилось и количество реализованных в России автомобилей класса люкс. По данным агентства “Автостат”, за девять месяцев 2015 года россияне купили 115 машин Rolls-Royce. 88 автомобилей осталось в Москве и области, 11 уехали в Санкт-Петербург, три - в Краснодарский край, два - в Северную Осетию. По одному автомобилю появилось во Владимирской, Иркутской, Калининградской, Новосибирской, Ростовской, Рязанской, Пензенской, Смоленской и Тюменской областях, а также в Чечне и на Сахалине. на 12% увеличились продажи Porsche в России Причем наибольшим спросом у россиян пользовалось купе Wraith средней стоимостью 15 - 25 млн рублей - 71 экземпляр. Rolls-Royce Ghost (цена модели начинается от 20 млн рублей) купили 36 человек; Phantom (ориентировочной стоимостью в 30 - 40 млн) - восемь человек. Отметим, что российская тенденция идет вразрез с мировой - владелец BMW Group сообщил о падении мировых продаж Rolls-Royce на 6,8%. ПЕРЕВОЗКИ В целом зарубежные туры потеряли 70% спроса, тогда как отдых в России набирает обороты. Глава Ростуризма Олег Сафонов, выступая 20 января в Госдуме в рамках “правительственного часа”, предположил, что в результате прекращения турпоездок в Турцию и Египет спрос на внутрироссийские туры может вырасти до 3 - 5 млн поездок в год. до 3 - 5 млн в год может возрасти число туристических поездок внутри страны Неожиданно увеличилась потребность пассажиров в перевозке их автомобилей в поездах дальнего следования. Если сравнивать с отметками 2014 года, показатель вырос более чем на 63%. “А”-СПРАВКА Стоимость перевозки автомобилей в вагонах-автомобилевозах регулярных поездов РЖД: Москва - Адлер - Москва - от 6367 рублей; № 35/36 Санкт-Петербург - Адлер - от 7824 рублей; № 31/32 “Лев Толстой” Москва - Хельсинки - Москва - от 84 евро; № 30/29 Москва - Санкт-Петербург - от 3866 рублей; № 17/18 Москва - Петрозаводск - от 4584 рублей; № 10/09 Москва - Псков - от 3873 рублей; № 109/110 Санкт-Петербург - Астрахань - от 7369 рублей; № 85/86 Москва - Астрахань - от 5928 рублей. ГАДЖЕТЫ Гораздо меньше россияне стали тратить на электронику. Продажи смартфонов в России в 2015 году упали на 8,4%; цифровых фотоаппаратов - на 52%; планшетов - на 31%; мобильных компьютеров - на 40%. Примерно на 10% упали продажи персональных компьютеров. на 52% упали продажи цифровых фотоаппаратов Такая тенденция существует по всему миру. И даже в Apple inc. зарегистрировали низкий спрос на новые модели iPhone 6S и iPhone 6S Plus. Компания уже уменьшила количество производимых iPhone, чтобы избежать скопления непроданных смартфонов в магазинах. Падение прибыли Apple запланировано на 11%. Соответственно, это скажется и на доходах компаний, производящих комплектующие для этих гаджетов. АЛКОГОЛЬ. Как говорят экономисты, в кризис в России должно увеличиваться потребление самогона, а спрос на вино и пиво - уменьшаться. Пока статистика подтверждает мнение экспертов. В частности, в Санкт-Петербурге за прошлый год отмечено падение потребления коньяка, пива, водки и вина. на 25 - 50% вырос спрос на самогонные аппараты Более того, Павел Титов, председатель совета директоров компании “Абрау-Дюрсо”, заявил, что даже в новогодний сезон продажи игристых вин и шампанского в РФ существенно сократились. Обычно в декабре, в преддверии праздников, “Абрау-Дюрсо” реализует 50 - 60% всего годового объема своей продукции, но в этот предновогодний сезон продажи упали на 8% в натуральном выражении. Спад продаж в декабре составил 15%. Похожие сложности и у других предприятий: на Московском комбинате шампанских вин зафиксировали спад продаж на 20%, в петербургских “Игристых винах” - на 15%. Среди причин уменьшения продаж Титов отметил и падение спроса у среднего класса, и внедрение системы “Платон” и ЕГАИС. Одновременно растет спрос на самогонные аппараты. К примеру, выручка ООО “Челябинский завод бытовых товаров”, производящего домашние дистилляторы “Магарыч”, выросла за прошлый год на 300%. В розничных магазинах отмечают рост спроса на самогонные аппараты на 20% - 50%. Любопытно, но такая тенденция сыграла на руку ведомствам, которые могут отчитаться о снижении потребления алкоголя в стране. “Согласно статистическим данным, с 2009 года официальные продажи алкогольной продукции в абсолютном алкоголе на душу населения сократились почти на 9% (в 2009 году данный показатель составлял 9,1 литра, в 2014 году - 8,3 литра)”, - гласит текст сообщения, опубликованного Роспотребнадзором на днях.
ШОКОЛАДВ предыдущие годы спрос на шоколад в мире рос. За последний год он упал более чем на 8%. Затронула тенденция и Россию - за январь - октябрь 2015-го импорт какао-бобов сократился почти на 28% по сравнению с импортом за тот же период предыдущего года, составив всего 35 тысяч тонн. Меньше отечественные кондитерские фабрики стали покупать какао-пасты и какао-масла. Стоимость новогодних подарков для детей выросла в среднем в полтора - два раза. Настолько же упал и спрос на эти подарки в розничной сети.
КОФЕПотребление кофе обычно стабильно даже во времена кризисов. В России же популярность этого напитка, несмотря на рост цен, только возрастает в последние годы. Еще 15 лет назад кофе в Россию ввозили в восемь раз меньше, чем чая, а к 2013 году количество ввозимых напитков почти сравнялось. на 36% в 2015 году упали мировые цены на кофе на 25% выросли цены на кофе в РоссииЭту тенденцию мы наблюдаем и сейчас. Мировые цены на кофе в течение 2015 года упали на 36%, что связано с ростом его производства в Бразилии - это крупнейший мировой поставщик кофейных зерен. Между тем в России цены на кофе выросли на 25%. При этом, согласно данным исследовательского центра “Ромир”, индекс “Кофе с молоком” (для него используются данные о ценах и потреблении кофе, молока, бутилированной воды и шоколада) за 2015 год увеличился на 24,8%.
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯСпрос на продукты питания ведет себя предсказуемо. К слову, большую часть продовольственной корзины россиян сегодня составляют картофель и хлебобулочные изделия. Например, для трудоспособного человека нормой считается потребление более 100 кг картофеля в год, 126 кг хлебобулочных изделий, более 114 кг овощей. На мясо и рыбу отведено 58,6 и 18,5 кг соответственно. Безусловно, продовольственная корзина россиян представляет собой не образец здорового питания, а образец питания дешевого. до 70% опрошенных аналитиками граждан закупают впрок сахар, 43% - макароны и муку, 34% - рис, 29% - гречневую крупу. Запасы мясных и рыбных консервов есть примерно у каждого десятого Тем не менее содержание даже нынешней продуктовой корзины оказалось для многих россиян недоступной роскошью. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев признал на съезде Национального союза производителей молока, что россияне стали меньше тратиться на еду. По словам председателя Аграрной партии России, заместителя исполнительного директора АККОР Ольги Башмачниковой, из-за возросшей стоимости говядины многие соотечественники переориентировались на курицу и свинину. Упало потребление сливочного масла и овощей. Одновременно увеличилось на 20% потребление картошки. Растет спрос на речную рыбу, на молоко и молочную продукцию. Особенно на бочковое молоко - самое дешевое в сегменте. И как знать, не придется ли добровольно значительной части россиян перейти на питание, предписанное в продовольственной корзине...
“А”-СПРАВКА Товар Гиффена (в честь английского экономиста Роберта Гиффена) - товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены. Характеристики товаров Гиффена: - малоценные товары; - занимают в потребительском бюджете значительное место; - отсутствует равнозначный товар-заменитель; - потребители товара - в основном люди с низким и средним достатком. Эффект Гиффена наблюдается в неблагоприятных экономических условиях, когда люди скупают товары, опасаясь их дальнейшего удорожания, но при этом сокращают расходы на более дорогие продукты в пользу дешевых. | |
Категория: Новости | Просмотров: 629 | Добавил: villi | |
Всего комментариев: 0 | |