Восьмичасовой рабочий день ушел в прошлое вместе с раздутыми штатами. Теперь приходится работать и за себя, и за уволенного коллегу, да еще и без доплаты. 90% работающих россиян регулярно вкалывают сверхурочно и не получают за это ни копейки. Впервые переработка вошла в систему на предприятиях, производстве и в строительстве. Рабочие, которых раньше невозможно было заставить трудиться после конца смены, сегодня безропотно остаются у станков, иначе просто будут выставлены на улицу. Среди самых пострадавших такие профессии и специальности, как строитель, дорожный рабочий, водитель, специалист по обслуживанию производственных мощностей. Недовольных уволят
Виктор Новиков работает водителем в торговой компании уже пять лет. В конце прошлого года парк машин и штат водителей были сокращены вдвое. Оставшимся пришлось вкалывать за уволенных. «Раньше, — рассказывает мужчина, — я работал с девяти до шести пять дней в неделю. Остальные ребята работали точно так же. Теперь рабочий день ненормирован: начинаю в девять, а когда закончу, не знаю. Шеф, когда объявлял о новых условиях, сказал, что недовольные могут писать заявление об уходе. Никто не уволился — всем работа нужна, только вот за переработку не доплачивают, и дома всех нас пилят, что приходим черт знает когда». Андрей Воротников — прораб в одной из столичных строительных компаний. По его словам, в последний год понятие «смена» ушло в прошлое. «Мы теперь работаем не по сменам, а до тех пор, пока не выполним фронт работ, — говорит Андрей. — Заказов мало, наше руководство выигрывает заказ, только если занизит сроки сдачи. В итоге мы пашем иногда круглыми сутками». «У нас переработки случаются почти каждый месяц, — рассказал „Труду" дорожный рабочий из Республики Коми Валентин (имя изменено),-либо авария какая-нибудь, и нужно срочно латать трассу, либо сорваны сроки строительства или ремонта, и надо нагонять». По словам Валентина, за сверхурочный труд не доплачивают. Рабочие несколько раз пробовали возмущаться, но эффекта никакого. «Не хотите — уходите», — отвечает начальство. Некоторые действительно уходят в дорожно-строительные организации в других регионах страны. Люди с опытом в этой отрасли нужны, и их готовы переманивать даже из других субъектов Федерации. Только в случае войны
Согласно статье 91 Трудового кодекса нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Исключения для сверхурочных рабочих часов описаны в статье 99 ТК. «Двигателем» сверхурочной работы может стать незавершенная срочная работа (с угрозой для дальнейшего производства при невыполнении), ремонт механизмов, занятых в работе большого количества людей, и неявка сменщика. Без согласия задерживать работника можно в случае катастроф и аварий, военного или чрезвычайного положения. Продолжительность переработки не должна превышать 120 часов в году или четырех часов в течение двух дней подряд. Если работник согласен с ненормированным рабочим днем, это прописывается в договоре с пометкой, что за это полагается три дополнительных дня к отпуску. Страдает производство
По словам гендиректора компании Kelly Services Екатерины Гороховой, по-хорошему переработок у «синих воротничков» быть не должно. «Если переработки есть, то почему сложилась такая ситуация? Скорее всего, они неправильно оформлены на работу, например по серым контрактам, и в случае возникновения спорных случаев ничего не могут доказать», — комментирует эксперт. Самую «перерабатывающую» специальность выделить не получится, поскольку незаконные сверхурочные зависят не от профессии, а от правильного оформления сот-рудника. Лазейку во время кризиса работодатели все-таки нашли: устраивают так называемые черные субботы. «Вся рабочая смена вынуждена выходить в выходной день, чтобы успеть выполнить запланированную норму. Многие работники забывают, что сами подписались на бесплатные переработки за три лишних дня отпуска, если в своем контракте согласились на ненормированный рабочий день», — отмечает управляющий директор компании «Адэкко» Наталья Долженкова. Цифры 45 часов — средняя продолжительность рабочей недели в нашей стране 60 часов в месяц в среднем работают сверхурочно водители-экспедиторы 37 часов в месяц в среднем перерабатывают строители 22 дополнительных часа в месяц работают специалисты по ремонту производственной техники
|