Меню сайта

Форма входа

Партнерство

наш баннер:

Профсоюз Безопасность


Гуманитарный университет профсоюзов

портал Мир безопасности

ДиПОО

Профсоюз ТВ

Работа в охране и безопасности

Найти работу

Профсоюзная жизнь

Поиск

Календарь новостей

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика

Главная » 2012 » Ноябрь » 26 » ПРОВЕРКИ РОСТРУДА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ: ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ
ПРОВЕРКИ РОСТРУДА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ: ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ
11:30

У инспекторов по труду появился новый регламент для проведения проверок. Им они будут руководствоваться проверяя компании на предмет соблюдения законодательства о труде. Какие нарушения ревизоры будут искать в первую очередь, и к чему готовиться организациям, читайте в данной статье. Cогласно части 1 статьи 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. На основании данной нормы Правительство РФ постановлением от 01.09.2012 № 875 утвердило Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Положение). Положение вступило в силу 15 сентября 2012 года. Надзор в сфере труда Федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов — государственных инспекций труда (п. 2 Положения). Эти органы вправе (п. 7 Положения): — проводить плановые и внеплановые проверки; — выдавать предписания об устранении нарушений в сфере охраны труда; — составлять протоколы об административных правонарушениях; — готовить другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности. Рассмотрим подробнее порядок проведения проверок. Порядок проведения проверок Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных или выездных проверок (п. 8 Положения). Порядок назначения и осуществления проверок регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Кого могут посетить инспекторы Роструд и его территориальные органы вправе провести проверку в отношении: — юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы; — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники; — иных субъектов, которые вправе заключать трудовые договоры. То есть проверить могут любых работодателей (п. 2 Положения). Периодичность визитов Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда не чаще чем один раз в три года. Однако в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной и жилищной сферах проверки могут проводиться два раза и более в три года. А вот количество внеплановых проверок зависит от возникших объективных обстоятельств. Продолжительность проверок Срок проведения проверок, проводимых инспекторами Роструда, в том числе и совместно с другими органами государственного и муниципального контроля (надзора), не может превышать 20 рабочих дней (п. 12 Положения). В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок в год должен быть не более (ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ): — 50 часов — для малого предприятия (средняя численность работников за предшествующий календарный год до 100 человек включительно); — 15 часов — для микропредприятия (средняя численность работников до 15 человек включительно). Обратите внимание: при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки (как плановой , так и внеплановой ) субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки. Продолжительность проверки малого предприятия не должна превышать 20 рабочих дней. Если фирма имеет филиалы. В отношении компаний, которые осуществляют свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения плановой проверки устанавливается отдельно по каждому обособленному подразделению. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней. Об этом сказано в пункте 3.5 Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 . Продление срока проверки. Если необходимо провести сложные или длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования на основании мотивированных предложений ревизоров, руководитель Роструда или трудовой инспекции может продлить срок проведения такой проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов (п. 12 Положения). Распоряжение о продлении срока проведения плановой выездной проверки выносится и доводится до сведения проверяемого работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания срока проведения данной проверки. Такое требование содержится в пункте 3.10.2 Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 (далее — Методические рекомендации). Продление срока внеплановой и документарной проверки не допускается. Основания для проведения проверок По данным Федеральной службы по труду и занятости3, в 2011 году было проведено 156,2 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде. Из них 35,7 тыс. (22,9%) — плановые, а 120,5 тыс. (77,1%) — внеплановые. Рассмотрим основания для проведения этих двух видов проверок. Все по плану… Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых ежегодных планов. В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ проверку организации или индивидуального предпринимателя могут включить в план, если прошло три года со дня: 1) государственной регистрации этого работодателя; 2) окончания проведения последней плановой проверки данного работодателя; 3) начала фактического осуществления работодателем предпринимательской деятельности. Перечень оснований для проведения плановой проверки является закрытым. Для включения в план проведения проверок достаточно одного из трех перечисленных оснований. Основное внимание привлекут работодатели, которые часто нарушают трудовые права работников, имеют неблагоприятные (вредные) условия труда, высокий уровень производственного травматизма и профзаболеваний, а также производства, где преимущественно трудятся женщины и сотрудники в возрасте до 18 лет. План проверок на следующий год, согласованный с прокуратурой РФ, размещается на официальном сайте Роструда до 1 декабря текущего года. …и вне плана В пункте 10 Положения перечислены основания для проведения внеплановой проверки. Их условно можно разделить на три группы. Первая группа. Инспекторы труда могут прийти с такой проверкой к работодателю, если истек срок исполнения выданного ему ранее предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Вторая группа. Основанием для внеплановой проверки является поступление в органы Роструда: — обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; — запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК РФ; — обращений, заявлений, информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников. Кстати, в течение 2011 года в госинспекции труда поступило и было рассмотрено почти 267 тыс. жалоб. При этом более 43,9% обращений граждан были признаны обоснованными и требования заявителей удовлетворены. Третья группа. Причиной для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа Роструда (его заместителя), изданный в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями. Нет оснований — проверка не правомерна, нарушения не доказаны Согласно статье 20 Закона № 294-ФЗ отсутствие оснований для проведения плановой или внеплановой проверки либо проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, признается грубым нарушением требований по организации и проведению проверок. В связи с этим результаты такого мероприятия не являются доказательством нарушения работодателем обязательных требований в сфере труда. Но для этого организации (индивидуальному предпринимателю) нужно обратиться с соответствующим заявлением в вышестоящий орган государственного надзора или в суд. А уполномоченное должностное лицо, допустившее такое нарушение, может быть привлечено к административной ответственности на основании статьи 19.6.1 КоАП РФ. Что интересует инспекторов Согласно пункту 4 Положения предметом надзора в сфере труда является соблюдение работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В частности, инспекторы проверят: — полноту и своевременность выплаты зарплаты; — соблюдение государственных нормативных требований охраны труда; — выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по их предотвращению и защите трудовых прав работников; — порядок оформления и прекращения трудовых отношений, изменения условий трудового договора; — порядок заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений; — порядок предоставления гарантий и компенсаций, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; — соблюдение трудовых прав женщин, лиц с семейными обязанностями и работников в возрасте до 18 лет; — проведение обучения по охране труда руководителей, специалистов и других работников; — обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; — санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; — порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда; — результаты аттестации рабочих мест по условиям труда; — данные об обязательных медицинских осмотрах сотрудников; — порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Какие документы запросит инспектор Нормативные акты работодателя. В ходе проверки государственный инспектор труда запрашивает: — коллективный договор; — правила внутреннего трудового распорядка; — положение о защите персональных данных; — положение об оплате труда и премировании; — инструкции по охране труда. Нужно предоставить их оригиналы и документы, подтверждающие ознакомление с ними сотрудников. Подтвердите трудовые отношения. После проверки локальных нормативных актов ревизоры проверяют документы, подтверждающие наличие трудовых отношений: — трудовые договоры; — трудовые книжки. Также могут запросить книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним; — штатное расписание; — должностные инструкции; — личные карточки; — кадровые приказы. Учет времени работы и отдыха. В ходе проверки инспекторы исследуют табели учета рабочего времени, графики отпусков и сменности, листки временной нетрудоспособности. Оплата труда. Специалисты трудовой инспекции проверят: — расчетные листки; — лицевые счета работников; — платежные ведомости на выплату заработной платы; — расходные кассовые ордера; — реестры к платежным ведомостям при перечислении зарплаты на карточки сотрудников. Приведенный перечень документов не является закрытым. Запрещается требовать. Инспекторы не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, заверенные копии. При проведении документарных проверок запрещается требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля либо органов муниципального контроля (ч. 7 и 11 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Источник:"Главбух"

Категория: Новости | Просмотров: 790 | Добавил: villi |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]