Меню сайта

Форма входа

Партнерство

наш баннер:

Профсоюз Безопасность


Гуманитарный университет профсоюзов

портал Мир безопасности

ДиПОО

Профсоюз ТВ

Работа в охране и безопасности

Найти работу

Профсоюзная жизнь

Поиск

Календарь новостей

Статистика

Главная » 2016 » Январь » 11 » Московские охранники — о работе, зарплате и трудностях профессии.
Московские охранники — о работе, зарплате и трудностях профессии.
17:59

The Village / [11.01.2016]

 

«Россия — страна охранников. В обществе, которое разделено заборами, главный — тот, кто пускает или не пускает в ворота...»

Так писал профессор отделения культурологии НИУ ВШЭ Ян Левченко. И действительно, во всех торговых центрах, в каждом кафе, гостиницах и почти в любом другом присутственном месте страны есть охранник — человек в пиджаке или белой рубашке, с рацией и скучающим взглядом. Экономист Константин Сонин связывает большое количество охранников в России с низкой производительностью труда и плохой работой полиции. The Village поговорил с пятью московскими охранниками об их жизни, работе и планах на будущее.

Антон

Я работаю охранником в посольстве США и параллельно учусь на четвёртом курсе по специальности «Государственное и муниципальное управление». Начал работать ещё в школе — нужны были деньги. Первым местом стал магазин «Ашан», устроился туда грузчиком, но быстро понял, что работать лучше головой. Волей случая начал подрабатывать в свободное от школы время лаборантом на заводе, потом — администратором и менеджером по продажам, но быстро уходил, не видя перспектив и возможностей для самореализации. Ещё работал в визовом центре при консульстве Италии. Там понял, что меня привлекает дипломатическая служба. Через полгода ушёл служить в армию, а по возвращении долго не мог найти работу из-за кризиса. Тогда и наткнулся на вакансию охранника в посольство США с уровнем зарплаты от 30 тысяч рублей.

Как обыватель, я видел в роли охранников дедулек-алкашей, которые устали от жизни, сидят, перещёлкивают каналы на телевизоре и ничего не делают. На самом деле всё зависит от места, где ты работаешь. Посольство США — серьёзная организация. При трудоустройстве я и члены моей семьи проходили многоэтапную проверку, меня постоянно контролируют. Работа — не такая обычная, как может показаться на первый взгляд: это реально труд, как моральный, так и физический.

Задача охранника — контроль, предотвращение и выявление нарушений. С опытом ты начинаешь читать людей: смотришь на их походку, одежду, слушаешь речь и легко замечаешь неестественное поведение. Это со стороны кажется, что охранник просто сидит, на самом деле он наблюдает. Сотрудник может целые сутки сидеть, а потом чуть что — сразу среагировать. Эта работа не для тех, кто любит расслабляться. Много стресса, я выматываюсь и недосыпаю. Ситуации бывают разные. Приходилось работать с украинскими беженцами, ветеранами войны и просто с обездоленными людьми. Попадается много неадекватных посетителей, которые приходят явно не по адресу. Среди американских коллег неприятных людей не встречал, они относятся к нам по-дружески.

Не стоит поддаваться стереотипам об охранниках, среди нас встречается множество интересных людей: бывшие врачи, музыканты, интеллигентные люди, окончившие топовые вузы страны, но нашедшие гармонию именно в этой профессии. Карьера — это ведь тоже дело вкуса. Мне кажется, на должность охранника лучше приходить людям постарше, готовым к рутинной и монотонной работе. Эта деятельность может засосать по нескольким причинам: если человека интересуют деньги и его устраивает зарплата, если ему нравится специфика работы или он влился в коллектив, если он хочет дорасти до начальника. Но моя цель — здесь не задерживаться.

Газик

Я из Армении, но вырос в Ярославле. Учился в местном лицее с химико-математическом уклоном, а потом поступил в медицинскую академию. Но оказалось, что это не моё: пять лет учился, а потом меня отчислили. Мама хотела, чтобы я был доктором, но мне не нравилась врачебная атмосфера. С виду врачи — добрые волшебники, которые всем помогают, но их будничная жизнь — это пренебрежение к пациентам.

После отчисления отслужил в армии. Когда вернулся, решил заниматься саморазвитием и самопознанием: в учебниках одно написано, а в жизни всё обстоит по-другому. Начал думать, куда лучше устроиться. Хотел в полицию, но чтобы там были перспективы, нужно высшее образование. Получалось, что без затруднений можно устроиться только охранником.

Пришёл в ЧОП, сказал, что хочу работать в офисном помещении и чтобы была перспектива роста. Первым местом стал банк в Ярославле. Потом узнал о вахтовом методе. Это мне понравилось, потому что за короткий промежуток времени можно заработать более-менее стоящие деньги. Так я устроился в московскую компанию. Там я проработал некоторое время, после чего меня назначили старшим смены и дали в подчинение двух охранников. Раньше в этой фирме заботились о сотрудниках, но потом руководство решило заключать договор по «серой» схеме, и по этому поводу у меня сейчас судебная тяжба с бывшим работодателем.

После увольнения из этой компании я ехал домой в поезде, разговорился с ребятами-охранниками, и они рассказали мне об условиях работы. Теперь я сопровождаю кассиров-контролёров в электричках, охраняю кассовые аппараты и деньги. Мне нравится: я свободолюбивый, а тут постоянное движение.

В электричке правила такие: если человек не оплачивает билет, контролёр должен вывести его из вагона или заставить заплатить. Кто-то уговаривает, кто-то предлагает купить билет от станции, ближайшей к месту назначения — так получается дешевле. У контролёров есть свои проверяющие: если необилеченные останутся в вагонах, контролёров оштрафуют.

Официально мы работаем 15 дней, а потом 15 дней отдыхаем. Так как зарплата и условия хорошие, многие остаются работать на три-четыре месяца. Тогда в месяц получается 42 тысячи рублей. Рабочий день зависит от маршрута, к которому прикреплена группа. Когда я устраивался, попросил работу ближе к дому, на Ярославском направлении. Здесь примерно 40–45 маршрутов. Весь день мы переходим из одной электрички в другую. Если группа, которая прикреплена к электричке, по какой-то причине её не сопровождает, с каждого охранника взимается штраф — 20 тысяч рублей.

Охрана для меня — очень понятное дело, не требующее дополнительных дипломов. И зарплата конкурентоспособная. В Ярославле средний заработок — 25 тысяч рублей, а здесь — в полтора-два раза выше. Поэтому я, скорее всего, не буду менять сферу деятельности.

Многие думают, что охранник — это человек, не сумевший построить карьеру. Это очень удобная профессия для высмеивания, даже в Comedy Club есть персонаж, который работает охранником. Но если мыслить масштабно, надо признать, что общество строится на имущественном неравенстве, поэтому и нужно охранять имущество одних от других.

Евгений

Я родился в Москве, но всю жизнь прожил в Московской области. До того как пойти в армию, учился в профессионально-техническом училище. После армии, уже работая в охранных структурах, поступил в Академию Натальи Нестеровой и окончил юридический факультет. Специально сферу деятельности я не выбирал, всё стихийно получилось. Потом привык, даже стало нравиться.

В 90-е годы был период дикого рынка, когда люди не понимали, в каких сферах деятельности развиваться, какие знания получать. Самыми популярными специальностями были юрист и экономист. Поступить в государственные вузы не так просто, поэтому появилось много частных. Когда приходили из армии, стоял выбор: или пойти учиться, или устроиться на доступную работу. В тот период это были менеджеры по продажам и охранники.

Охрана отчасти похожа на военную службу. В основном у нас встречаются либо отставники — сотрудники милиции и военнослужащие, либо бывшие рабочие производственных предприятий, чаще — из сельской местности.

Когда я пришёл в охрану, мне было 22 года, а сейчас 41. Выходит, я работаю без малого двадцать лет с небольшими перерывами. Первым местом работы стало частное охранное предприятие, в котором нас перекидывали по мере необходимости с одного объекта на другой: общество инвалидов, кафе и рестораны, строительные объекты и несколько банков. Банки считались самыми престижными объектами. За то время, что работаю, я поменял около десяти ЧОПов, и на каждом охранном предприятии менялось ещё по два-три объекта, а то и по пять.

Сейчас у меня довольно спокойный объект — охраняю складской комплекс по оптовой продаже швейной фурнитуры. Я должен работать сутки через трое, но зарплата маленькая, поэтому мы просим, чтобы нам ставили побольше смен, получается примерно двое суток через двое.

Функции охранника зависят от объекта. В одних местах мы проверяем пропуска и записываем посетителей в журнал, а в других — патрулируем территорию. Кто-то стоит на посту, кто-то сидит — бывает по-разному. Самые неприятные объекты — те, где бывают пьяные. Там и внештатные ситуации случаются, и бытовая агрессия, но чего-то серьёзного с применением оружия на моей практике не было, хотя я подрабатывал в ночных клубах. Иногда, в перерывах между дискотеками, молодые люди прятались там, и мы их ловили в разных интересных местах. В торговых центрах бывали случаи, когда покупатели, чаще всего в нетрезвом виде, пытались вынести товар, не заплатив. Иногда потом оказывалось, что это бывшие сотрудники милиции.

Сейчас, на мой взгляд, вопросам безопасности и подготовке сотрудников охраны уделяют недостаточно внимания. В отрасли 90 % — непрофессионалы. ЧОП должны из своих сотрудников делать профессионалов, а не просто вахтёров-сторожей.

Зарплаты довольно низкие. Работодатели ориентируются друг на друга и, как правило, экономят. Многие используют вахтовый метод: набирают людей, которые приезжают издалека и готовы трудиться за копейки. Из-за этого живущим в Москве и области труднее трудоустроиться. По Москве в зависимости от уровня охранного предприятия платят 1 100–2 500 за сутки. Но бывают и исключения. У меня один знакомый подрабатывал в ЧОП, который охраняет «Газпром», там платили около 3 500 за сутки.

В будущем прыгать из одной сферы в другую я не планирую. Если только занять руководящую должность в охранном предприятии или открыть что-то своё, но для этого нужен начальный капитал. Работать по образованию, то есть начинать помощником юриста, сейчас не имеет никакого смысла — этим надо было заниматься в 25 лет. Ещё у меня специфический график, к которому я привык, и менять его будет сложновато.

Мне нравится, что я работаю с оружием. И ещё нравится, что когда все едут на работу, ты едешь домой и знаешь, что ещё сутки или двое выходных. Приятно, когда объект солидный, люди к тебе хорошо относятся, когда кто-то чувствует себя спокойнее. Например, сидит сотрудник в организации и знает, что с ним ничего не случится. Считается, что охранники — какие-то неполноценные люди, которые не могут найти нормальную работу. Иногда, глядя на охранников в супермаркетах, понимаешь, что там работают случайные люди. Есть дедушки, есть те, которые двух слов связать не могут — может быть, по таким и судят.

Родион

Мне 36 лет, в охране работаю больше десяти лет. Я из Калужской области, и мне было интересно поехать в Москву — не ради денег, а посмотреть на обстановку. У меня только школьное образование, ещё в армии был. Хотел учиться на вечернем отделении, но не взяли. Охрана — достаточно примитивная работа, и, естественно, мне хотелось идти дальше, но не получилось. Таков мой жизненный опыт. Наверное, бывает по-другому.

Я начинал в 2000-х годах на Черкизовском рынке. Потом были коттеджные посёлки, банки, инкассация, другие объекты — я побывал везде, где только может быть охрана. Доводилось присутствовать при рейдерских захватах, это было в 2005 году в Южном Бутове. Приехали сотрудники полиции, достаточно жёстко сняли охрану, некоторые ребята попали под замес. Но через некоторое время такой же захват организовали с нашей стороны, и всё вернулось на круги своя. Сейчас подобные ситуации уже редкость, это осталось в девяностых и нулевых. Моё нынешнее место работы — МИД, охраняю объекты в центре Москвы.

Для меня хорошее место работы — это ни в коем случае не промзоны, не развлекательные центры, не магазины. Место должно быть с восьмичасовым рабочим днём, чтобы у охранника было больше времени на отдых. Я работаю посменно, мой график — двое суток рабочих, четыре дня выходных. У большинства людей в охране есть возможность подрабатывать. У меня получается официально десять смен и ещё примерно столько же в качестве подработок, поэтому по факту четверо суток я работаю и два дня отдыхаю.

Рабочий день, как правило, начинается в 06:00. В это время подтягивается уборщица, технические службы, приходят первые сотрудники. Заканчивается работа примерно в 20:00 — практически все расходятся, остаются только трудоголики. Потом наступает свободное время: я нахожусь на посту, но нет никакого движения, потому что все двери закрыты. Объекты с восьмичасовым рабочим днём хороши ещё и тем, что есть время на сон. По всем правилам есть, смотреть телевизор, отвлекаться на посту запрещено. Во многих организациях даже штрафуют за разговор по телефону. Но на практике эти ограничения можно не принимать во внимание, если это не отражается на ходе работы. Здесь силён человеческий фактор: если человек порядочный, то он не будет наглеть и злоупотреблять.

Сейчас я получаю 2 300 рублей в сутки. Это считается средней зарплатой для стационарного поста. У вахтовиков зарплата ниже, так что лучше устраиваться на суточную работу. Без подработок в месяц получается примерно 25 тысяч рублей. Если плотно сидеть на подработках, можно дотянуть до 50 тысяч.

По большому счёту работа охранника — для лентяев. Она требует минимум физических усилий, специальные навыки и квалификация не нужны. При хорошем раскладе получается много свободного времени. Иногда на тебя смотрят свысока, и мне это немного надоело. В перспективе хочу поехать на Север, просто посмотреть на мир. Устраиваясь в охрану, многие думают, что перекантуются пару месяцев, но их может затянуть на годы — так получилось у меня. Мой совет молодому парню, который думает, идти ли ему в охрану: только если совсем нет вариантов.

Иван

Мне 24 года, я приехал в Москву из города Вятские Поляны Кировской области. Я учился в школе с углублённым изучением английского языка, а потом окончил училище по специальности «штукатур-маляр». После сразу пошёл в армию, служил в ВВС на границе с Китаем. Вернулся домой, а тут вся работа — это наш завод «Молот», пошёл туда охранником. Ещё работал в той же должности в «Норильском никеле» — строже охраны я не видел.

В Москве я около года, сначала охранял рынки, потом — концертный зал «Крокус Сити Холл». Сейчас работаю в торгово-развлекательном центре «Вегас» около станции метро «Домодедовская». Считается, что на работе охранники ничего не делают, но это совсем не так. Я учился в школе охранников, получил диплом и четвёртый разряд. Есть ещё пятый и шестой разряды, последний даёт право на ношение огнестрельного оружия. Чтобы получить разряд, нужно сдать экзамен на применение спецсредств и выучить ответы на 250 вопросов.

Смена длится 13 часов. В начале дня мы приходим в штаб, нам выдают рацию и ручной металлодетектор, после чего мы выдвигаемся на пост. Функции охранника — контрольно-пропускные: все входящие в здание проходят через рамку металлодетектора, и охранник должен проверить их ручную кладь, а в случае агрессии — принять соответствующие меры. На работе нельзя спать, лежать, сидеть или есть, нужно вести себя достойно и не реагировать на провокации.

У нас ничего внештатного не случается — правда, иногда приходят люди с оружием. Разрешение на него есть, но в торгово-развлекательный центр мы с ним не пускаем. Часто приносят пакеты, обклеенные фольгой: если в них положить украденные вещи, то рамки на выходе не сработают. Как только мы видим такой пакет, сразу вызываем наряд, и людей задерживают. Если человек отказывается выполнить требования охранника, руками его трогать нельзя, нужно преградить ему путь, и в случае, если он, например, толкает, после предупреждения можно применить физическую силу. Но физическую силу мне приходилось применять, только когда я работал на Севере: помню, мы задерживали человека, укравшего материальные ценности.

В работе мне нравится то, что есть общение с людьми и минимум физической нагрузки, но не нравится весь день быть на ногах. Зарплата маленькая, конечно, но и работа непыльная — получаю 30 тысяч рублей за две недели. График у меня — 15 дней через 15. Под Новый год поеду домой, а в первых числах января — снова на работу. Условия хорошие: предоставляют общежитие, кормят, выдают форму — пиджак, рубашку, штаны и галстук.

Я стал охранником из-за ситуации в своём городе — не было работы. А потом затянуло. В будущем планирую получить шестой разряд и уйти в инкассаторы. Там более интересная работа: движение, дорога, а тут каждый день одно и то же. 

Категория: Новости | Просмотров: 745 | Добавил: villi |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]