В скором времени законодательство о труде, возможно, дополнится новым законом, который получил название «О специальной оценке условий труда». Если это все-таки случится, то это коснется всех работодателей и, чтобы определить что он принесет охранным организациям необходимо проанализировать основные изменения процедур, связанных с охраной труда, которые в нем заложены. Специальная оценка условий труда представляет собой комплекс последовательных процедур по идентификации опасностей и оценке уровня воздействия выявленных опасных (вредных) факторов на состояние здоровья работника. Она заменит уже сложившуюся на практике всем известную аттестацию рабочих мест. Процедура специальной оценки условий труда практически полностью повторяет процедуру аттестации. Так же будет требоваться создание работодателем специальной комиссии, организация, осуществляющая специальную оценку должна иметь аккредитацию, как и аттестующий центр, на предоставление данных услуг. Однако есть и некоторые различия. Добавлен новый этап оценки по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. В соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития, аттестация рабочих мест не проводится на рабочих местах, на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и (или) эксплуатируют исключительно офисную оргтехнику. Проект закона же таких исключений не предусматривает, поэтому работодатель будет вынужден осуществить специальную оценку условий труда на таких рабочих местах. Повторная аттестация рабочих мест предусмотрена только там, где по результатам предыдущей установлены вредные (опасные) условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров не реже одного раза в пять лет. Положение проекта закрепляет обязательную оценку условий труда на каждом рабочем месте проводить не реже одного раза в 5 лет, что вызовет дополнительные материальные расходы работодателя. По проекту закона с работодателя снимается обязанность, которая была закреплена Порядком проведения аттестации рабочих мест, по передаче сведений о результатах специальной оценки условий труда в Федеральную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, и возлагается на аккредитованную организацию. Согласно ст. 14 проекта ФЗ «О специальной оценки условий труда» условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные же условия труда подразделяются на 4 подкласса. Такие изменения, наверняка, повлекут за собой дифференциацию тарифов по дополнительным страховым взносам в Пенсионный фонд России. Работодатели, предположительно, получат экономическое стимулирование по улучшению условий труда, чтобы минимизировать свои затраты в виде отчислений в Пенсионный фонд. Специальная оценка условий труда подразумевает не только оценку рабочего места конкретного работника, но и оценку средств индивидуальной защиты работника от вредных и опасных факторов, что, возможно, подтолкнет работодателей к финансовым вложениям с целью улучшения средств индивидуальной защиты. Это обстоятельство, в свою очередь, поспособствует обеспечению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Специальная оценка условий труда наверняка станет дороже по сравнению с аттестацией рабочих мест. Такой вывод позволяет сделать положение статьи 22 проекта ФЗ «О специальной оценке условий труда», в которой говорится об обязательном страховании гражданской ответственности аккредитованной организации. На аккредитованные организации возлагается обязанность по страхованию своей гражданской ответственности за причинение убытков или имущественного вреда заказчику специальной оценки условий труда и третьему лицу вследствие использования результатов специальной оценки условий труда. С одной стороны это позволит работодателю или выгодоприобретателю в случае причинения ущерба по вине аккредитованной организации потребовать страховую выплату, а с другой стороны отразиться на стоимости предоставления услуг по специальной оценке условий труда. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в случае принятия закона об оценке условий труда, работодатели, скорее всего, понесут на себе дополнительное бремя расходов, размер которого на сегодняшний день определить не представляется возможным. Предположительно в сентябре проект ФЗ «О специальной оценке условий труда» будет направлен в Госдуму для первого чтения.
Денис Сизов, Информационно-консультативный центр «Безопасность и право»
Справка «ГардИнфо»: В редакцию поступило обращение от саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» по вопросу законопроекта «О специальной оценке условий труда», разрабатываемый в стенах Минтруда. Общество аудиторов полагает, что результатом принятия данного закона в данном виде могут быть: • введение дополнительной нагрузки на бизнес и существующий рост расходов работодателей на проведение специальной оценки условий труда; • введение дополнительных барьеров для ведения бизнеса в сфере охраны труда для организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда; • еще большая запутанность и не структурированность законодательства в сфере охраны труда (включая необъективность процедур); Также обществом определены, по их мнению, основные направления по доработке законопроекта, а именно: • повышение объективности определений и процедур; • недопущение к оказанию услуг организаций, участвующих в проведении государственного контроля и надзора; • устранение избыточного государственного регулирования и введение элементов саморегулирования данной услуги; Насколько объективна данная оценка, сказать трудно, поскольку тон и характер письма позволяет сделать вывод, что предстоит существенное перераспределение денежных потоков среди организаций, оказывающих в настоящее время услуги в области охраны труда.
|