В Государственной Думе РФ разрабатывается проект федерального закона, посвященный созданию на территории РФ частных военных компаний (ЧВК).
России, как глобальному субъекту мирового сообщества, необходима рациональная и эффективная организация функционирования частных военных компаний, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, обеспечивающая прозрачность их деятельности, подконтрольность государству, поскольку частные военные компании – это инструмент реализации национальных интересов без прямого участия государства в любой точке мира. Также необходима выработка четких правил присутствия на территории Российской Федерации частных военных компаний, созданных на территории иностранного государства, а также условий допуска их на российский рынок.
Основными преимуществами ЧВК являются их оперативность , ответственность , эффективность , профессионализм и неоспоримое финансовое преимущество. В сложившейся в настоящее время политической и экономической ситуации ЧВК могли бы составить альтернативу государству и криминалу; обеспечить гарантию и страховку в зонах нестабильности, быстрое решение проблем и эффективное управление рисками.
В связи с этими обстоятельствами считаю правильным в законе о ЧВК выделить основные позиции направления деятельности:
Оказание услуги профессиональной вооруженной охраны и защиты в зонах с высокой террористической активностью;
Оказание услуги военного консалтинга, т.е. консультации по вопросам вооружения, техническим средствам защиты, беспилотным летательным аппаратам;
Предоставление и обеспечение возможности модернизировать и ремонтировать российскую боевую технику;
Правовая и профессиональная консультация на территории РФ тех структур, кто имеет право получать такие консультации, а за рубежом - ведение непосредственной работы в том объеме и правовом поле, в котором это разрешено законодательством данной страны .
Таким образом, появляется возможность осуществления того комплекса мероприятий, который не запрещен законодательством страны пребывания.
Чаще выгоднее подписать контракт с частной компанией под конкретную задачу, чем отправлять туда аффилированную с нефтяным или газовым гигантом охранную фирму, или вводить войска, содержать гарнизоны.
Во многих странах мира, где степень опасности деятельности работающих компаний зашкаливает за допустимую, где уровень гражданских беспорядков высок, а эффективность полицейской системы низкая, где существует угроза геополитической нестабильности, у России и ее крупных компаний есть значительные экономические интересы. Эти интересы там могут обеспечивать российские ЧВК.
Для примера. Так в Ираке работают "Лукойл", "Газпром нефть", "Ренова", " Альфа- Групп". В Алжире - "Стройтрансгаз" и "Роснефть". В Гвинее - "Русал"; есть заинтересованность в Афганистане, Судане . "Рособоронэкспорт" планирует расширение своего влияния в странах Африки. Обстановка в Ливии, Сирии, Венесуэле и др. при реализации нефтегазовых проектов, в дальнейшем потребует участия в этих проектах и российских ЧВК.
Огромный потенциал работ может быть связан с продвижением российской техники "Рособоронэкспортом" на международные рынки. В странах покупателях российские ЧВК могут заниматься обслуживанием военной техники,обеспечивать охрану сотрудников, участвующих в модернизации оборудования и вооружения, осуществлять логистическое сопровождение специальных грузов, обучение, консультирование, оказывать помощь в организации и проведении различных видов военной разведки, готовить личный состав воинских подразделений, работая в строгом соответствии с местными законами.
Другим направлением содействия деятельности "Рособоронэкспорта" может быть возможность для тестирования боевой и специальной техники в сложных, приближенных к боевым, и в боевых условиях обстановки. Да и продвижение российской техники в чистом виде, в том числе неформальными методами. ЦРУ активно продвигает интересы американских компаний в странах третьего мира. Если наше государство не способно составить конкуренцию, то необходима альтернатива,- это Российские ЧВК.
Полноценные частные военные компании могут играть важную внешнеполитическую и внешнеэкономическую роль, а при расширении сферы услуг и важную внутриполитическую роль, особенно в сплочении народа, в воспитании патриотизма, национальной гордости и преданности государству, в получении дохода от обеспечения стабильности бизнесу.
Таким образом, сегодня термин "частные военные компании" не совсем точен, поскольку самым крупным заказчиком выступают государственные структуры, то ЧВК, зарегистрированные на территории данного государства, по своей сути являются не "частными", а своего рода государственными структурами и выступают инструментом внешней политики этого государства.
Поэтому в законе просто необходимо выделить отдельной строкой определение "частный охранник", выполняющий свои обязанности за пределами Российской Федерации.
При разработке законопроекта одним из приоритетов является обеспечение баланса между получением экономической и политической выгоды от деятельности частных военных компаний и полноценной реализацией обязательств в области прав человека, в том числе обязательства не нарушать права на самоопределение путем создания и обеспечения функционирования механизмов мониторинга деятельности частных военных компаний и случаев злоупотребления или нарушения ими международных и внутригосударственных норм в области прав человека.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в отдельные законодательные акты в связи с особенностями правового статуса частных военных компаний, в частности в Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об оружии», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.
Вступление в силу законопроекта позволит эффективно использовать услуги частных военных компаний с соблюдением принципа верховенства права и функционирования демократического государственного института, ответственного за обеспечение общественной безопасности в соответствии с международными стандартами в области прав человека и национальным законодательством.
Автор: Михаил Головатов, член комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президент Группы компаний «Альфа» |