Меню сайта

Форма входа

Партнерство

наш баннер:

Профсоюз Безопасность


Гуманитарный университет профсоюзов

портал Мир безопасности

ДиПОО

Профсоюз ТВ

Работа в охране и безопасности

Найти работу

Поиск

Календарь новостей

Статистика

Главная » 2016 » Январь » 29 » Бастовать, так с фондами!
Бастовать, так с фондами!
16:34

«Солидарность» выяснила, в каких профсоюзах есть забастовочные фонды.

Когда дело доходит до забастовки, в первую очередь встает финансовый вопрос. На что жить, если бастуешь? На этот случай в отраслевых профсоюзах должны формироваться забастовочные фонды, однако в большинстве российских профсоюзов таких фондов, к сожалению, нет. У одних – были когда-то, да со временем оказались потрачены на более актуальные вещи. У других – дело никак не продвинется дальше обсуждения. Корреспондент «Солидарности» побеседовал с лидерами нескольких промышленных отраслевых профсоюзов и выяснил, что препятствует созданию фондов.

Строчка есть, а денег нет.

- У нас есть так называемый «фонд солидарности», но фактически он значится только на бумаге. Равно как и фонд по информационной работе и по обучению – это лишь строчки в общей смете. По необходимости мы перекачиваем деньги из «строки» в «строку», - рассказывает Борис Сошенко, председатель профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов.

По его словам, вопрос создания забастовочного фонда можно решить только после того, как внушительная часть взносов начнет формироваться на уровне центрального комитета. И при этом будет исполняться финансовая дисциплина.

- Я считаю, что забастовочный фонд обязательно нужен. Я даже с некоторой завистью смотрю на зарубежных коллег, которые нарастили эти мускулы и теперь могут в любой момент приостановить работу. Сформировать собственный фонд нам мешает недостаток средств. Это боль наша и наша беда! – печалится Сошенко.

Похожая ситуация – в профсоюзе работников лесных отраслей РФ. Глава профсоюза Денис Журавлёв признаётся:

- По факту у нас забастовочного фонда нет. Только одно название. Причина известна – это недостаток средств. Если формировать фонд на уровне ЦК, нужно чётко понимать, что для проведения всероссийской отраслевой забастовки там должны лежать сотни миллионов рублей. Один-два миллиона, накопленные в фонде, рассосутся при любой забастовке на мало-мальски крупном предприятии.

Журавлёв пояснил, что если бы все профсоюзные организации выполняли финансовые обязательства, создание забастовочного фонда могло бы стать реальностью. Концентрация же ресурсов на первичном уровне не позволяет сформировать по-настоящему состоятельный забфонд.

- В идеале – такие фонды должны быть на всех уровнях. Как минимум на уровне крупных первичек и на уровне ЦК, - считает Журавлёв.

Формирование по случаю.

На самом деле всё не так плохо. За последние годы набралось множество примеров, когда профсоюзы оперативно собирали внушительные суммы для помощи отдельным организациям, оказавшимся в непростой ситуации. Наводнения в Приморском крае и на Алтае, пожары в Хакасии, сгоревший Дом профсоюзов в Якутии – во всех этих бедах профорганизации поддерживали друг друга, перечисляя пострадавшим внушительные суммы денег. Подобные прецеденты ясно показывают, что механизмы для быстрой помощи ближнему в профсоюзах отработаны, и в случае нужды задействуются незамедлительно. Это подтверждают и слова профсоюзных лидеров.

- Формально забастовочный фонд у нас существует. Но там пусто, денег в этом фонде нет. Отчисления туда не считаются обязательными, и мы не стремимся форсировать его заполнение. Пока у нас в отрасли достаточно спокойная социальная обстановка. А в случае какого-либо конфликта мы сможем оперативно привлечь необходимые средства в этот фонд, - уверен Лев Миронов, председатель Нефтегазстройпрофсоюза России.

Крымская первичка Горно-металлургического профсоюза России бастовала несколько недель назад. ГМПР, как по-настоящему сильная организация, быстро собрала достаточные средства для помощи людям. Называть конкретную сумму председатель отраслевого профсоюза Алексей Безымянных не стал, но уточнил, что бастовавшие остались удовлетворены солидарной помощью. Это подтвердил и председатель профкома КСЗ Геннадий Возиян.

Другая степень свободы

Для сотрудников Качканарского ГОКа наличие собственного забастовочного фонда стало одной из принципиальных сторон взаимоотношений с работодателем. Запас средств позволяет горнякам уверенно отстаивать свои требования при ведении коллективных переговоров. Собственно, для нескольких работников Качканарского ГОКа выплаты идут прямо сейчас. Это люди, которых руководство отстранило от работы якобы по состоянию здоровья. В профкоме считают, что причиной стало участие в итальянской забастовке в конце 2014 года.

Как пояснил председатель профкома комбината Анатолий Пьянков, сотрудникам, продолжающим отстаивать в суде свои права, из забастовочного фонда выплачивается по 20 тысяч рублей ежемесячно. Что же касается принципов формирования и объёмов, Пьянков счёл возможным поделиться следующей информацией:

- В забфонде лежат несколько десятков миллионов рублей. Это неприкосновенный запас, расходуемый только по решению профкома. Его формирование началось более 10 лет назад. В своё время мы положили на счета некоторое количество средств. А часть денег – вообще вложили в золото, что позволило существенно увеличить объём фонда. Тратить эти деньги приходится очень редко и не в таких уж больших количествах. Зато даже если нам попытаются перекрыть финансирование, средств для нормальной работы профкому хватит на несколько лет.

Похожий принцип формирования фонда и у первички в составе Росхимпрофсоюза - ОАО «Акрон».

- Наш фонд не лежит мёртвым грузом в сейфе, а размещён на депозитах банков, в некотором имуществе, которое можно при необходимости превратить в оборотные средства. Деньги работают, фонд становится больше, - рассказывает Сергей Ян, экс-председатель профсоюзной организации «Акрона», ныне возглавляющий Новгородский обком Росхимпрофсоюза.

Часть накопленных средств неоднократно доводилось использовать во время тяжелых трудовых конфликтов.

- В 2009 году, когда у нас с администрацией вышел известный спор относительно легитимности первички, работодатель прекратил перечислять нам взносы. Пытался задушить профсоюз экономически. Но у нас был забастовочный фонд, с помощью которого мы спокойно продолжали работу, делая все необходимые выплаты. У нас всегда есть возможность в случае чрезвычайной ситуации реально выплачивать зарплату работникам. Это делает организацию сильной и независимой, - подчеркнул Ян.

Показательно, что забастовочные фонды есть именно у тех профсоюзных организаций, которые в недавнем прошлом пережили бурный конфликт с работодателем.

0,2% запасных

Чтобы понять, как обстоит дело с забфондами у европейских коллег, «Солидарность» связалась с несколькими зарубежными профцентрами.

Председатель Конфедерации профсоюзов Литвы Артурас Черняускас рассказал, что забастовочные фонды есть у некоторых промышленных, пищевых и других отраслевых профсоюзов. Формируются они прямым перечислением части профвзносов работников. Соблюдая интересы организаций, назвать точные суммы профлидер отказался, уточнив, однако, что речь идёт о сотнях тысяч евро на отрасль.

Забастовок в Литве в последнее время почти не было. Зато литовцы активно пользуются деньгами из фонда коллективных действий, сформированного на уровне национального профцентра. Эти деньги профсоюзам недавно пригодились во время митинга против новой социальной модели, которую попытались продвинуть без обсуждения с профсоюзами.

О том, как организованы забастовочные фонды в отраслевых профсоюзах ещё одного европейского государства, рассказал на примере профсоюза работников транспорта и шоссейных дорог Пеэп Петерсон, председатель Центрального объединения профсоюзов Эстонии. Транспортники отчисляют от своих зарплат в пользу профсоюза 1,2%. Их них 0,2% напрямую поступают в фонд забастовок и безработицы.

- В 2007 году автобусники первый раз бастовали. Чтобы поддержать людей, дать им уверенность в своих силах и силах профсоюза, мы не только выплатили им зарплату из забастовочного фонда, но и дали дополнительные средства. Своеобразную премию за смелость. Забастовка тогда окончилась нашей победой, удалось добиться увеличения по всей республике минимальной почасовой ставки для водителей автобусов, - привёл пример Петерсон. - Среди наших членских организаций такие фонды много у кого есть. Транспортники, медсёстры и многие другие заботятся о своём будущем. В общем, такие фонды в том или ином виде есть почти у всех отраслевиков.

По его мнению, наличие собственного забастовочного фонда – это совсем иная степень независимости от работодателя для членов профсоюзной организации.

Категория: Новости | Просмотров: 985 | Добавил: villi |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]