АВТОВАЗ. Невеселые будни | 19:49 |
Текущий год начался для работников ВАЗа тревожно - новогодние каникулы затянулись сначала до февраля, а потом вообще до марта. Нет, людям, конечно, оплачивали вынужденный простой - 2/3 от выработки по декабрю 2008 года. С того же времени и по сей день желающих стали отпускать домой на те же 2/3 - завод-гигант просто не мог обеспечить всех работой. Но хуже финансовых трудностей была неизвестность - ждали массовых сокращений, поговаривали, что к лету всех рабочих выгонят в вынужденные отпуска, а ВАЗ встанет. И вот лето... Работа идет в одну смену. При этом интенсивность труда рабочих возросла. Даже кризис администрация использует для увеличения эксплуатации. Приказ № 310 - напиши «согласен» и сдохни с голоду! Последней катастрофической сенсацией ВАЗовской жизни стал недавний приказ № 310, подписанный лично гендиректором Алешиным. Суть данного приказа в том, что с сентября текущего и по февраль 2010 года ВАЗ перейдет на 20-часовую рабочую неделю. Простои не будут оплачиваться вовсе. Зарплата будет начисляться по фактически отработанному времени. Рабочие уже подсчитали, что те из них, кто сегодня получает 12000 рублей, в сентябре получат лишь около 4,5 тыс. рублей. Заманчивая перспектива, учитывая, что у многих рабочих - жителей ВАЗовских общежитий, только квартплата - по ВАЗовским же тарифам - составляет более 5000 рублей. Те же работники, кто находится в вынужденном простое, не получат вообще ничего. Алешин бодро рапортует правительству: «Ни один работник не будет сокращен». Действительно, не будет сокращен, просто помрет от голода, находясь в вынужденном простое, просто вылетит из дома за неуплату, просто вынужден будет уволиться сам, в надежде найти хоть какую-нибудь работу. И это притом, что уровень безработицы в Тольятти уже сегодня таков, что устроиться на работу человеку старше 35 лет или, скажем, молодой маме с маленьким ребенком просто невозможно. А уж какие перспективы открываются перед работодателем для травли неугодных, профактивистов или просто социально активных рабочих! Не нравится человек - не нужно его незаконно увольнять и прочее, достаточно приказом отправить в вынужденный простой. Сам либо уволится, либо помрет от голода, либо сломается и придет к работодателю с повинной - лишь бы до работы опять допустили и хоть тысячу, да заплатили бы. Одна загвоздка у дирекции: надо в письменной форме ознакомить рабочих с приказом и еще кучей приложений к нему, и все это за два месяца до вступления приказа в силу. Иначе, без письменного ознакомления работников, все это будет незаконно. И началось: по цехам бегают мастера, начальники участков и прочая начальственная братия - собирают подписи рабочих. Добиваются, чтобы рабочие писали не просто «ознакомлен», а почему-то «согласен» - наверное, чтобы рабочие потом не оспаривали приказ в суде. Причем на подпись начальство сует сам приказ, часто без необходимых приложений, а от рабочих требуют, чтобы они подписали «ознакомлен» даже с теми документами, которых они вообще не читали. «К тем, кто находится в простое на 2/3, на дом мастера приходят и даже на дачу приезжают, суют этот приказ подписывать. Торопятся успеть, чтобы до сентября два месяца получилось, - рассказывает Анна Перова, предпрофкома «Единства» прессового производства. - А наши-то радуются - сам мастер к нему на дом пришел! Рюмочку дорогому гостю наливают и подписывают, не глядя, «согласен». Тем не менее, совсем отказываться от подписи нельзя - могут уволить по сокращению штатов (ст.81, п.2 ТК РФ). Но и расписываться «ознакомлен» следует лишь за те документы, которые действительно были предоставлены - иначе могут просто обжулить. Вообще, нельзя расписываться, не глядя, никогда и не под чем! И уж тем более не следует писать «согласен», как того требуют иные начальники. С чем согласен-то? Сидеть на голодном пайке согласен? По словам Анны Перовой, активисты профсоюза «Единство» сбились с ног, разъясняя рабочим, что писать «согласен» ни в коем случае нельзя. Писать следует «ознакомлен». Потом приказ можно будет оспаривать в суде, и профсоюз «Единство» собирается это делать. Но, увы, многие рабочие уже успели по неграмотности написать свое «согласен» и расписаться «ознакомлен» за те документы, которых даже не видели. А некоторые еще и оправдывают этот людоедский приказ: мол, кризис же. «А чего же у менеджмента не кризис. Чего они себе зарплату по 1000 рублей не сделают?» - спрашивает Перова. «А они - менеджмент. Вот у них и зарплаты другие», - отвечают ей иные работники. Вот так и живем: господа капиталисты устроили кризис, но платить за него и подыхать без зарплаты будет рабочий. И самое страшное - мы на это соглашаемся! СКП. Принудительный кредит Петр Золотарев, председатель профкома профсоюза ОАО «Автоваз»«Единство», рассказал удивительные вещи про грядущую замену банковских карточек. Замена пока будет проводиться только на СКП - но это самое массовое производства на ВАЗе. Речь идет о тех карточках, на которые рабочим начисляется зарплата. В самой замене ничего дурного нет, но только вместе с новыми карточками рабочим будет навязан денежный кредит - 40000 руб. Формально все чисто - соблазнительная сумма будет просто автоматически зачислена на счет, и, пока вы в нее не «влезли», кредита нет. Таким образом, все как бы добровольно, но, во-первых, человеку, уже полгода живущему на голодном пайке с зарплатой около 10000 руб., трудно устоять против такого соблазна. А, во-вторых, когда на карточке уже лежат деньги и на нее же начисляется зарплата, обсчитаться и случайно снять лишнее очень легко, а стоит это сделать - тут же пойдут проценты по кредиту. Понятно, что банк, сговорившись с руководством ВАЗа, таким образом просто решает свои проблемы, но людям со столь низкой зарплатой, особенно после приказа №310, только кредита и не хватало! ОПП. Травимся бесплатно Тем временем на ОПП в цехе покраски красильщицам снизили-таки надбавки за вредность. В соответствии с результатами последней аттестации рабочих мест и замерами ПДК. Излишне говорить, что параметры, в соответствии с которыми рассчитывается класс условий труда (степень вредности производства - прим. ред.), а, соответственно, и размер компенсаций за условия труда, работникам не предоставили. Член профсоюза «Единство» Ольга Бойко пишет запросы с апреля. Вразумительных ответов она не получила до сих пор. Несмотря на то, что гендиректора АвтоВАЗа Алешина из-за Бойко привлекают к административной ответственности - как раз зато, что ей не предоставляются требуемые документы. А начальство тем временем по своему почину решило отныне оценивать условия труда не как особо тяжелые и особо вредные (максимальный уровень доплат за вредность 24% от зарплаты), а как просто тяжелые и вредные (максимальный уровень надбавок 12%). Так, на этапе окончательной обработки кузова работникам ранее начисляли 24%, а теперь только 8%. И люди смирились. Как смирились они и с тем, что начальство отказалось выплачивать мартовские переработки - вместо положенных 25 кузовов за смену делали 27-28. А Ольге за то, что не смирилась и пишет жалобы, - дисциплинарное взыскание по надуманному поводу - дали понять, что не отвяжутся, пока она протестует. Сейчас она вместе с профсоюзом «Единство» занята обжалованием взыскания. А коллектив смотрит, ждет... ПИЩЕБЛОК И КОРПУСГРУПП. «Прелести» заемного труда Когда ВАЗовский пищеблок объявили непрофильным, а, значит, подлежащим ликвидации структурным подразделением, когда работников пищеблока «переводили» в КорпусГрупп, то есть заставляли увольняться с АвтоВАЗа и писать заявления о приеме на работу в КорпусГрупп, никто не сопротивлялся. Тщетно профсоюз «Единство» увещевал людей не писать заявления об увольнении с ВАЗа, прежде чем КорпусГрупп и ВАЗ не заключат договор, который гарантировал бы всем «переводящимся» работникам сохранение ВАЗовских льгот, ВАЗовской социалки и тому подобное. Профсоюз АСМ в лице Карагина устно пообещал людям, что все льготы и соцгарантии будут им сохранены - и люди поверили, уволились с ВАЗа, перешли в КорпусГрупп. Результаты не замедлили сказаться. В первый же месяц после «перевода» работники ощутили разницу в зарплате: вместо привычных ВАЗовских 12-15 тысяч рублей (до перехода в КорпусГрупп), они стали получать 9500 + 20% премии, которую не выплачивают (в связи с кризисом). Новые тарифы в общежитиях были вторым ударом - теперь бывшие работники пищеблока должны платить за жилье как не работники ВАЗа - 1285 рублей за одно место (ранее, как рабочие ВАЗа, они платили 540 рублей). Дальше люди обнаружили, что и ВАЗовское льготное добровольное медицинское страхование (ДМС) на них теперь не распространяется. Потом работники, не успевшие отгулять отпуск до «перевода», с удивлением узнали, что в ближайшие полгода отпуск им и не полагается - ведь они только что (!) устроились на работу в КорпусГрупп. Затем начались проблемы с оформлением больничных, с оплатой больничных. Затем работники обнаружили у себя разрыв трудового стажа, что было особенно «приятно» людям предпенсионного возраста. Они было хотели обратиться по старой памяти в профсоюз - но выяснилось, что профсоюза у них теперь нет, никакого, даже продиректорского АСМ нет. Чего собственно и следовало ожидать, ведь, выполняя ту же работу, что и раньше, ровно на тех же рабочих местах, работники теперь де юре числятся у совершенно другого работодателя - КорпусГрупп. Это, собственно, и есть заемный труд. Впрочем, всех его «прелестей» бывшие работники ВАЗа еще и не оценили. Например, теперь, если на работе произойдет несчастный случай - с кого требовать компенсаций: с ВАЗа или с КорпусГрупп? А те будут переваливать ответственность друг на друга и, как говорится, «концов не сыщешь». Или еще пример. Теперь администрация ВАЗа сможет легко избавиться от любого неугодного работника заводского общепита - достаточно потребовать у КорпусГрупп заменить его на другого. Пара таких замен - и работника уволят уже из КорпусГрупп, как профнепригодного, ведь заказчик жалуется. При заемном труде так можно делать. Это шикарная почва для дискриминации, для расправы с любым, кто посмеет защищать свои права. Попробуйте-ка в таких условиях создавать профсоюз или даже просто высказать начальству претензии. Но не все работники ВАЗовского пищеблока «перевелись» в КорпусГрупп. КорпусГрупп работает по системе оптимизации, то есть один работник за одну свою зарплату выполняет работу нескольких человек. В соответствии с КорпусГрупповским «оптимизированным» штатным расписанием все работники ВАЗовского пищеблока оказались «оптимизаторам» просто не нужны. Так что оставшиеся на ВАЗе работники заводского общепита теперь ждут сокращений, ведь их структурное подразделение ликвидируется. Оставшиеся на ВАЗе работники пищеблока массово вступают теперь в профсоюз «Единство» - ведь это последний шанс избежать сокращения или хотя бы компенсацию при сокращении получить. Те же, кто успел «перевестись» в КорпусГрупп, тоже хотят вступать в «Единство», чтобы и их права защитили, только это уже невозможно, ведь «Единство» - профсоюз рабочих ВАЗа, а они теперь де юре к ВАЗу не относятся. Единственный способ для «переведенных» защитить свои трудовые права - создать профсоюз уже в КорпусГрупп - мы уже говорили, как это будет сложно. Профсоюз «Единство», конечно, будет защищать права оставшихся на ВАЗе работников пищеблока. Профсоюз «Единство», естественно, поможет новоявленным работникам Корпус Групп в создании профсоюза советом, юрконсультацией, солидарность проявит, если будет нужно. Вот только, если бы работники ВАЗовского пищеблока вступили в «Единство» еще до всех этих «переводов» или хотя бы слушали советы профактива, тогда всего этого кошмара с заемным трудом и сокращениями сегодня вообще бы не было. Надо, товарищи, думать вовремя, а не постфактум! Более 100 тысяч человек ходят на работу, периодически уходят в вынужденные простои, получают копейки, из которых надо и квартплату заплатить, и коммунальные услуги, и семью накормить, а цены растут. Более 100 тысяч человек пребывают в неизвестности, ожидая сентября, когда завод перейдет на двадцатичасовую рабочую неделю и зарплата станет меньше, чем квартплата. Люди гадают, кому из них осенью выпадет несчастливый билет - кого отправят в неоплачиваемый простой. А безработица растет с каждым месяцем. Эти люди еще боятся протестовать, ведь у всех перед глазами пример GM-АвтоВАЗа, где так недавно прошли массовые сокращения. Но даже 2000 рабочих сократить куда проще, чем 100 тысяч. Рабочие ВАЗа пока что терпят и ждут, но ждут напряженно. И если в ближайшее время они не дождутся улучшения своей жизни, они перестанут ждать - 100 тысяч человек и члены их семей в отчаянном положении безденежья и неизвестности - они начнут действовать! И тогда власть и капитал не смогут отговориться, отмахнуться от них, как ныне они отмахиваются от активистов-одиночек. Тогда придется отвечать - за все и полностью. Соб.Корр. РД 5(125) | |
Категория: Новости | Просмотров: 1016 | Добавил: lunga | |
Всего комментариев: 0 | |