Минфин определил порядок работы с пенсионными накоплениями. В рамках реформы гражданам предложат четыре вида программ, в том числе с фиксированным доходом.
Банки не допущены к работе с пенсионными деньгами, к НПФ предъявляются новые требования по имуществу и резервам под выплаты пенсионерам. Эти законопроекты не имеют смысла до тех пора, пока Минтруд не разработает пенсионную формулу, а ЦБ не опустит инфляцию до европейского уровня, критикуют участники рынка. Минфин опубликовал финальную версию законопроектов, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний в контексте пенсионной реформы. Ведомство предлагает утвердить четыре типовые пенсионные программы для граждан.
Первый законопроект — «О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ». Второй — поправки в действующий закон «О негосударственных пенсионных фондах». Документы разработаны в соответствии с планом реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года.
Работать с пенсионными деньгами, следует из законопроектов, будут «финансовые институты»: негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые организации. Их обяжут получать профильную лицензию и вступать в саморегулируемую организацию.
Банки к управлению пенсионными накоплениями не допущены, хотя такая возможность обсуждалась в ходе подготовки законопроектов.
К НПФ вводятся дополнительные требования — имущество для обеспечения уставной деятельности фонда должно стоить с 2015 года – не менее 60 млн рублей, с 2018 года – не менее 80 млн рублей, с 2021 года — не менее 100 млн рублей. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, сейчас из 138 российских НПФ у 35 оценка имущества ниже 100 млн рублей.
Кроме того НПФ будут обязаны создавать резерв обязательного пенсионного страхования, который подлежит обособленному учету. В него будут направляться средств пенсионных накоплений умерших (если нет правопреемников), части имущества фонда и целевых поступлений.
Законопроект содержит 15 общих требований к финансовым институтам, которым будут доверено управлять пенсионными накоплениями. Например, вести персонифицированный учет физических лиц до момента назначения пенсионных выплат и в период осуществления пенсионных выплат. Поддерживать соотношение собственных средств и средств пенсионеров в соответствии с нормативом достаточности. Обеспечивать возмещение убытков от операционных и инвестиционных рисков за счет гарантийного фонда. Фининституты, привлекающие пенсионные средства граждан, не будут вправе делать прогнозы относительно результатов инвестирования за рамками правили финансирования пенсионной программы. Наконец, финансовые институты обяжут раскрывать информацию, в объеме и по форме, установленным правительством.
Размер расходов на ведение пенсионного дела по пенсионной программе за календарный год не будет превышать 1% активов пенсионной программы.На активы пенсионной программы не может быть обращено взыскание по долгам, они не подпадают под процедуру ареста имущества.
В целом, гражданам предложат на выбор четыре пенсионные программы: с установленными выплатами и гарантированным доходом, с установленными взносами, смешанные, сочетающие первые две, и пенсионный аннуитет.
Программа с установленными выплатами подразумевает, что гражданин обязуется в течение определенного срока до выхода на пенсию перечислять, например, в НПФ ежемесячно фиксированную сумму и будет вправе рассчитывать после выхода на пенсию в течение минимум десяти лет получать дополнительный фиксированный доход от НПФ. Это программа с гарантированной доходностью.
Сейчас результаты инвестирования управляющих компаний, работающих с пенсионными деньгами, не предполагают гарантий и могут быть отрицательными. Фиксированный доход среди популярных финансовых продуктов предусматривают только банковские депозиты.
Программа с установленными взносами не подразумевает гарантий по дополнительной доходности, показатели будут зависеть от результатов инвестирования по более агрессивной стратегии.
Пенсионный аннуитет подразумевает единовременное внесение всей суммы взносов в размере, обеспечивающем пенсионные выплаты. Фактически, это вид страхования жизни с регулярными выплатами застрахованному, возможно, без привязки к достижению пенсионного возраста.
Законопроект подразумевает, что работающий гражданин сможет выбрать любую из этих программ за счет накопительной части пенсионных начислений.
Выбирать НПФ и инвестиционный портфель для вложения пенсионных накоплений можно будет раз в пять лет.
В первом варианте стратегии развития пенсионной системы правительство предлагало с 2013 года автоматически разбить накопительный компонент страховых взносов (6%): 2% направить на накопительную часть, а 4% — в солидарную. Таким образом, солидарная часть (из нее выплачиваются текущие пенсии) должна была пополняться на 350—380 млрд ежегодно. Но президент Владимир Путин в ноябре прошлого года внес коррективы в эту инициативу. Было решено с 2014 года дать гражданам право определить, куда направлять 2% и 4% своих страховых взносов. Тем, кто уже перевел свои средства в НПФ и не хочет ничего менять, заявлений писать не нужно.
Обнародованные Минфином законопроекты в финальной версии стали реалистичными, ведомство учло значительную часть предложений, поступивших от НПФ и управляющих компаний, отмечает советник Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Валерий Виноградов. Например, из законопроекта исчезло требование обеспечить доходность по пенсионным накоплениям в размере 4% сверх инфляции, говорит он.
Но Виноградов уверен, что принимать эти законопроекты не имеет смысла до тех пора, пока Минтруд не разработает основу для пенсионной реформы — пенсионную формулу. «Пенсионная формула существует сейчас в виде предложения экспертов, но официальной позиции Минтруда и правительства пока нет и, судя по тому негативному резонансу, который сопровождает процесс обсуждения формулы, она будет принята не раньше сентября», — говорит Виноградов.
Механизм не будет работать, если власти не смогут снизить инфляцию до уровня развитых стран, говорит гендиректор УК «Капиталъ» Вадим Сосков. Инфляция в большинстве стран еврозоны в 2012 году не превышала 2%. «Если жестко не управлять инфляцией, то говорить о низких рисках для накопительной части пенсии не приходится», — согласна директор независимого Института социальной политики Лилия Овчарова.
На 2013 год НПФ могли бы гарантировать доходность около 6- 8%, что соответствует доходности ОФЗ и текущему уровню инфляции, отмечает аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин. «Власти отдают себе отчет в том, что обеспечить гарантированную доходность пенсионных программ будет непросто», — пояснял ранее источник «Газеты. Ru» в правительстве.
Ничего не сделано и для легализации серых зарплатных схем, а это примерно 30% процентов фонда оплаты труда, которые не участвуют ни в накопительной системе, ни в распределительной, добавляет Овчарова. Автор: Рустем Фаляхов
|