Впервые за последние годы на заседание Российской трехсторонней комиссии пришел премьер-министр России. 21 декабря не было торжественного подписания генерального соглашения, не решалось никаких принципиально важных для страны вопросов, просто Дмитрий МЕДВЕДЕВ зашел поблагодарить участников РТК, которые подводили итоги уходящего 2012 года и обсуждали текущие вопросы.
Премьер-министр Дмитрий Медведев вошел в Овальный зал Белого дома, оглядел его, хмыкнул, что давно тут не выступал, поздравил всех с наступающим Новым годом и произнес:
- Хочу сказать, что наше трудовое законодательство меняется, и в значительной мере благодаря тем усилиям, которые предпринимаются вами. При этом, как и всякое законодательство, трудовое законодательство, на мой взгляд, должно быть разумно-консервативным. Оно не должно, естественно, быть полярным, оно не может быть таким, каким оно было в советский период, в то же время оно не должно отражать предпочтения того или иного участника трудовых отношений. Именно такую гармонию, такой баланс и нужно достигать. Я подчас слышу от довольно известных граждан нашей страны, что нужно сделать с трудовым законодательством, с вопросами регулирования труда, иногда это просто экстремистские предложения, которые ставят на дыбы все общество. Приходится объяснять, что в планах правительства и в планах государства таких идей нет. С другой стороны, мы понимаем, что все - и профсоюзы, и работодатели, и государство - заинтересованы в том, чтобы рабочие места были эффективными, современными. Чтобы мы не просто консервировали ту ситуацию, которая нам досталась в определенной исторической обстановке, а чтобы эти отношения становились другими. Мне кажется, что на это и были направлены ваши усилия в последнее время.
После чего поблагодарил всех участников РТК и ушел, явно огорчив их невозможностью задать вопросы.
ПЕРЕЗРЕВШИЕ ВОПРОСЫ
Министр труда Максим Топилин подвел итоги работы комиссии в 2012 году, отметив, что работа была плодотворной. За год было проведено 11 заседаний РТК и 64 заседания рабочих групп. Участники рассматривали такие концептуальные вопросы, как бюджет страны, долгосрочную экономическую политику и многие другие.
- Принципиально важный документ этого года - новый закон о потребительской корзине в целом по России. Сегодня нами подготовлены и согласованы документы во исполнение этого закона, который принят Госдумой и подписан президентом. И я хочу напомнить, что в результате только принятия данного закона с 2014 года увеличится ряд выплат в регионах, и, прежде всего, - это уже заложено в бюджет Пенсионного фонда - произойдет индексация социальных пенсий на 15%, из них 8 - 8,5% - за счет структуры потребительской корзины для пенсионеров, - сказал Топилин. - Также много внимания было уделено таким вопросам, как повышение минимального размера оплаты труда - этот закон уже подписан президентом Российской Федерации.
Министр труда отметил, что вопрос повышения минимального пособия по безработице уже "перезрел”, и ситуация, при которой человек получает 850 рублей в месяц (минимальное пособие), никого не устраивает. В следующем году эта тема будет обсуждаться на РТК, планируется повысить минимальную и максимальную величину пособия. Еще один важный вопрос будет рассмотрен на РТК в январе 2013 года: законопроект, запрещающий ограничения по возрасту при приеме на работу (например, в вакансиях не должен указываться возраст потенциальных работников). В нем также закреплено право людей пенсионного возраста на переобучение по направлению служб занятости.
ВЫПУСК ПАРА ВМЕСТО ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
Топилин поблагодарил профсоюзы и бизнес за очень плотную и активную работу по реформированию пенсионной системы:
- Мы никогда так интенсивно и детально не обсуждали те или иные законопроекты и документы, и я благодарю всех, кто принимал участие в этом обсуждении. Первый закон принят, он предусматривает изменения, связанные с тарифной политикой, и на протяжении января - марта нам предстоит подготовить предложения и законопроекты, связанные со следующими шагами пенсионной реформы, в том числе и по пенсионной формуле - это ключевой вопрос. Еще один ключевой вопрос - это введение специальной оценки рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Общественное обсуждение не завершено, оно переходит в новое русло.
Но координатор стороны работодателей, Александр Шохин, не согласился с такой оценкой. По его мнению, три стороны чаще не сходились во мнениях, чем приходили к консенсусу. Самым же печальным оказалось то, что достигать единого мнения по пенсионной реформе было просто бессмысленно:
- Топилин поблагодарил нас за плодотворную работу по пенсионной реформе, но насколько она была плодотворная, настолько же и бессмысленная, потому что правительство внесло в Госдуму те проекты, какие первоначально вносились Минтрудом в правительство. А Госдума принимала законы в этом виде. Поэтому как дальше мы будем вести работу - выпускать пар через публичные обсуждения на различных площадках либо все-таки искать консенсус - это вопрос, который требует очень серьезного обсуждения.
Действия РТК в этом году Шохин оценил "на четверочку”, предложив использовать существующий резерв для улучшения работы.
Что касается основной повестки заседания, то, по словам представителей профсоюзов, ни один вопрос до конца не был проработан. За исключением лишь проекта постановления о профессиональных стандартах, который все приняли единогласно. Был еще полностью согласован проект Единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда бюджетников, однако с утра, прямо перед заседанием, Министерство образования отозвало свое согласование. Дело в том, что в некоторых регионах существуют надбавки для педагогов, которые углубленно обучают одаренных детей. Эти надбавки зависят от количества учеников в классе, и при едином подходе такие педагоги просто не смогут их получать.
Профсоюзная сторона об этом высказалась крайне отрицательно. Председатель профсоюза работников образования и науки Галина Меркулова заметила, что в этом и есть смысл единых рекомендаций: система оплаты должна быть единой, без разного рода доплат, устанавливаемых местными властями. Однако координатор РТК Ольга Голодец решила, что у министерства достаточно весомые возражения, поэтому было решено еще раз проработать вопрос, приняв окончательное решение 26 января.
КОРЗИНКА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Большой спор возник из-за новой методологии расчета потребительской корзины. Для того чтобы расчет прожиточного минимума стал прозрачным, было предложено принять два документа: "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ” и "О порядке исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ”.
Изменений немного, но они существенные. Так, предлагается увеличить объемы потребления отдельных наиболее ценных в питательном отношении продуктов: мяса и мясопродуктов, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов. Одновременно снизить объемы потребления хлебных продуктов, картофеля, масла растительного, маргарина и других жиров. Причем объемы потребления этих продуктов будут варьироваться в зависимости от распределения субъектов РФ по 10 климатическим зонам: более калорийные продукты, соответственно, нужны в более холодных зонах. Разница между зонами доходит до 20%.
Также непродовольственные товары и услуги устанавливаются в процентном отношении к стоимости продуктов питания, и регионам дана рекомендация варьировать процентное соотношение в зависимости от климата.
Профсоюзы не поддержали данные методические рекомендации по нескольким причинам. Как напомнил секретарь ФНПР Олег Соколов, профсоюзы в свое время не поддержали законопроекты "О потребительской корзине” и "О внесении изменений в закон о прожиточном минимуме”, на которых базируются представленные рекомендации. Оснований для этого несколько.
Во-первых, экономические. Прожиточный минимум - это показатель определения уровня бедности, и использовать его и потребительскую корзину для установления МРОТ - это фактически закреплять бедность среди работающих. Последствия этого - необеспечение воспроизводства рабочей силы, а также искажение ситуации на рынке труда с точки зрения определения справедливой стоимости рабочей силы. В ФНПР считают, что для установления МРОТ нужно использовать другой показатель - минимальный потребительский бюджет.
Во-вторых, социальные основания. В стоимости потребительской корзины примерно 50% - это расходы на продукты питания, что свидетельствует о крайне неблагополучном социально-экономическом положении большинства населения страны. В нормальной потребительской корзине, по мнению профсоюзов, продукты питания должны занимать не более трети. При существующей структуре же предлагается сохранить уровень потребления малоимущего населения страны.
- Мы знаем, что водопроводом у нас не обеспечено 26% населения страны, канализацией - 30%, горячим водоснабжением - 40% населения. По нашему мнению, надо преодолевать, а не законодательно и методически закреплять существующее положение, - поясняет Соколов.
И, в-третьих, профсоюзы не поддержали проект постановления по методическим основаниям, так как в расходах не учтены те реальные расходы, которые существуют у трудоспособного населения: это питание вне дома и расходы на формирование сбережений страхового характера.
Работодатели и правительство проекты постановлений поддержали.
В заключение обсуждался вопрос о возможности установления руководителям 45 бюджетных организаций зарплаты выше, чем это положено по новому закону. Напомним, что недавно, по настоянию профсоюзной стороны, было утверждено положение, по которому средняя зарплата руководителя учреждения не может превышать среднюю зарплату работников этого учреждения более чем в 8 раз. Однако около двухсот организаций "вылетели” за допустимую величину. Понятно, что у руководителя всегда остается возможность увеличить собственную зарплату, подняв зарплату своих сотрудников, однако для 45 организаций решено было сделать исключение.
В перечень вошли 22 образовательных учреждения высшего образования, имеющих статус национальных исследовательских центров (МАИ, МЭИ, Бауманский университет и др.), МГИМО, Академия внешней торговли, а также федеральные музеи (Эрмитаж, Кремль и т.п.), Большой театр, Мариинский театр, Театр драмы имени А.С. Пушкина, Московский художественный театр имени А.П. Чехова и др.
Все стороны поддержали проект распоряжения правительства, однако профсоюзы попросили предоставить полную информацию и взять на контроль ситуацию с зарплатами обычных работников этих организаций-исключений.
Юлия РЫЖЕНКОВА
2012-12-26 12:13:11
|