Меню сайта

Форма входа

Партнерство

наш баннер:

Профсоюз Безопасность


Гуманитарный университет профсоюзов

портал Мир безопасности

ДиПОО

Профсоюз ТВ

Работа в охране и безопасности

Найти работу

Профсоюзная жизнь

Поиск

Календарь новостей

«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика

Главная » 2012 » Декабрь » 18 » Рекомендации по аттестации рабочих мест ЧОО в Москве.
Рекомендации по аттестации рабочих мест ЧОО в Москве.
23:52

Проект к обсуждению
Рекомендации подготовлены экспертной группой Некоммерческого партнёрства «Координационный Совет Негосударственных
Предприятий Безопасности Столицы» под редакцией И.Б. Клыкова

ПРЕДИСЛОВИЕ

В адрес Некоммерческого партнёрства «Координационный Совет Негосударственных Предприятий Безопасности Столицы» поступают вопросы частных охранных организаций о разъяснении требований по аттестации рабочих мест частных охранных организаций.
В 2011 году партнёрством дважды направлялись запросы в Минздравсоцразвития России с предложениями об установлении особого порядка аттестации рабочих мест на объектах, охраняемых частными охранными организациями. Ответы не получены. В настоящее время Минздравсоцразвития, издавшее приказ от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», в соответствии с указом Президента России от 21.05.2012 № 636, разделено на два ведомства – Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты.
Предлагаем специалистам в сфере аттестации рабочих мест и охранному сообществу совместно разобраться с особенностями аттестации рабочих мест частными охранными организациями. Мы ждём Ваших замечаний, предложений, собственных разъяснений, представления материалов и решений судов по данной проблематике для доработки Рекомендаций с целью дальнейшей организации защиты прав и законных интересов охранного сообщества (на электронные адреса: ks-guvd-moscow.ru или stroibezopasnost@mail.ru).

ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ФЗ ОЧДОД), частные охранные организации оказывают клиентам (государственным заказчикам, заказчикам) семь видов охранных услуг с получением лицензии на частную охранную деятельность и разрешений на предоставление каждого вида оказываемых услуг. С каждым клиентом (заказчиком) физическим или юридическим лицом заключается письменный договор.
Частные охранные организации наделены полномочиями на заключение контрактов (договоров) и оказание услуг по охране объектов и (или) имущества, находящегося во владении, пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении Заказчика (клиента) на законном основании.
Объекты охраны могут подразделяться на:
объекты бюджетной сферы - объекты, сданные в эксплуатацию, охрана которых финансируется за счёт бюджетных средств, с проведением государственными заказчиками торгов на их охрану и заключением контрактов (договоров) на оказание охранных услуг;
объекты строительства государственного заказа города Москвы - строящиеся объекты, не сданные в эксплуатацию, охрана которых осуществляется без проведения торгов в соответствии с договорами на оказание охранных услуг между частными охранными организациями и генеральными подрядчиками;
объекты частной собственности.
При заключении контрактов или договоров на оказание охранных услуг в условия договоров включаются требования к организации охраны объектов, в том числе размещении охраны и выставлении постов охраны на объектах заказчика.
Постановлением Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 911-ПП утверждены Базовые требования к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета города Москвы. В соответствии с пунктом 3.3. Базовых требований заказчик на период оказания услуг по охране объекта передает безвозмездно (по акту) исполнителю необходимое имущество и служебные помещения для выполнения им договорных обязательств и подписывает Акт об оказании услуг по охране объекта города Москвы. При этом, постановлением не предусмотрен порядок: оборудования и аттестации рабочих мест на объекте заказчика (ни заказчиком, ни исполнителем); допуска аттестационной комиссии на охраняемый объект без разрешения собственника для проведения исследований в целях оценки условий труда и опасных производственных факторов; установления исполнителем (охраной) в выделенных помещениях заказчика собственных правил охраны и безопасности труда и переоборудования помещений заказчика. Заказчик не обременён обязательствами по допуску на объект с целью проведения исследований аттестационной комиссии исполнителя (охраны). Постановлением также не предусмотрено выделение бюджетных средств на аттестацию рабочих мест в расчёте стоимости услуг частной охранной организации.
Выделенное помещение (часть помещения), как правило, используется охраной для размещения наряда охраны (хранения служебных документов, развода наряда, инструктажа, хранения специальной формы, приёма пищи, обогрева, сушки одежды и т.п.) и не является рабочим местом частной охранной организации. Не могут являться рабочим местом и выставляемые посты охраны - места или участки местности (в установленных границах), на которых работники охраны исполняют профессиональные обязанности в соответствии с договорными обязательствами.
Посты охраны подразделяются: по месту расположения - на внутренние и наружные; по характеру несения службы - на подвижные и стационарные; по времени использования - на постоянные и временные. Посты могут быть: суточные (24 часа); двухсменные (16 часов); полусуточные (12 часов); односменные (8 часов).
В соответствии с письмом Минфина России от 04.05.2007 № 03-02-07/1-214 для решения вопроса о наличии либо об отсутствии обособленного подразделения у охранной организации следует учитывать: содержание договора на оказание охранных услуг; фактический характер отношений между частным охранным предприятием и его заказчиком; другие фактические обстоятельства осуществления частным охранным предприятием деятельности.
Иной позиции ранее придерживались суды. По их мнению, место выполнения работником своих трудовых функций может быть под контролем работодателя только в том случае, если помещение (или его часть), где оборудуются охранные посты, принадлежит работодателю (ЧОО) или арендовано им. В противном случае, работник считается командированным на охраняемый объект, а охранный пост не считается рабочим местом (статьи 166, 209 ТК РФ). Специфика охранной деятельности предполагает оказание услуг на территории клиента в течение всего срока действия договора о предоставлении охранных услуг. При этом, имущество или оборудование, которое находится в выделенных помещениях и на постах охраны, принадлежит заказчику. Следовательно, оказание охранных услуг на территории клиента является способом реализации этих услуг, а не созданием обособленного подразделения (рабочего места). Смотрите постановления ФАС Поволжского округа от 14.06.2005 № А65-29434/2004-СА2-9, ФАС Московского округа от 05.12.2003 № КА-А41/9770-03 и от 02.03.2009 № КА-А40/817-09, ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2005 № А05-11368/04-9, Решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2004 № А41-К2-7480/04.
Приказом Минздравсоцразвития от 17.04.2009г. № 199 «О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, дополнен раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» новой профессией рабочего «Охранник» 4-6 разрядов (§ 262а).
Характеристика работ для охранников 4-6 разрядов предусматривает одинаковые (аналогичные) трудовые функции. Отличие заключается в использовании специальных средств (4-й разряд), специальных средств и гражданского оружия (5-й разряд), специальных средств, гражданского и служебного оружия (6-й разряд). Порядок приобретения, хранения и применения специальных средств, гражданского и огнестрельного оружия (в том числе на объектах охраны) регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и не входит в сферу регулирования правоотношений в сфере охраны и безопасности труда.
Однако, по сложившейся практике аттестации рабочих мест аккредитованные организации, как правило (с целью получения прибыли), руководствуются штатным расписанием ЧОП и не учитывают аналогичные рабочие места, что при охране бюджетных объектов (при отсутствии таких затрат в расчёте стоимости охранных услуг), привело к значительным затратам на аттестацию рабочих мест. Рабочие места всех постов охраны должны были квалифицироваться аналогичными рабочими местами, поскольку характеризуются профессией одного наименования, выполнением одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы и других.
Понятие рабочего места закреплено в ст. 209 Трудового кодекса РФ, согласно которой рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Соответственно, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п.1 ст.83 НК РФ).Заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения. За несвоевременную подачу заявления и ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе налогоплательщик может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.
Анализ судебно-арбитражной практики по исковым заявлениям налоговых органов показывает, что суды при отказе в привлечении ЧОО к ответственности ссылаются на то, что ЧОО не арендует на территории заказчика рабочие места - помещения и прочее имущество. Предоставление служебных и подсобных помещений, оборудования, инвентаря и средств связи является обязанностью заказчика. Таким образом, посты охраны не отвечают определенным ст. 209 Трудового кодекса РФ критериям рабочего места. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Законодательство не содержит каких-либо ограничений в выборе места оказания услуг (лицензия на оказание охранных услуг предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации). В частности, охранные услуги в силу специфики могут оказываться на территории клиента. При этом для оказания услуг на территории клиента законодательство не требует создавать обособленного подразделения. Оказание услуг на территории клиента является способом реализации услуг, а не созданием обособленного подразделения организации.
Для контроля рабочего места работодателю (ЧОО) нужно на законном основании пользоваться имуществом. А чтобы на законном основании пользоваться имуществом, необходимо заключить договор аренды, договор безвозмездного пользования либо иное соглашение на использование чужого имущества (ст. ст. 606, 689 Гражданского кодекса РФ, ст. 188 ТК РФ). Следовательно, говорить о том, что рабочее место находится под контролем работодателя, можно только после того, как организация получит в аренду помещение, не находящееся по одному адресу с основным подразделением организации, и создаст в нем рабочее место. Если же договоры на получение в пользование чужого имущества не заключались, значит, рабочее место не подконтрольно работодателю ни прямо, ни косвенно. И в целях налогового законодательства рабочее место, а вместе с ним и обособленное подразделение не будут являться созданными. Все действия заказчика направлены на обеспечение его собственной безопасности, непосредственные исполнители оказываемых услуг (охранники) с заказчиком услуг трудовыми отношениями не связаны и не закрепляются на конкретных постах и конкретном объекте. В ходе исполнения договорных обязательств по охране объекта на территории заказчика исполнитель не имеет возможности контролировать своих работников.
Кроме того, суды указали на следующее. Оказывая охранные услуги заказчику по месту нахождения его имущества, ни охранное предприятие, ни сам заказчик не создает рабочих мест работникам охранного предприятия. Так как, во-первых, присутствие работников охранного предприятия по месту нахождения имущества заказчика является необходимым условием гражданского договора, заключенного между охранным предприятием и заказчиком на оказание охранных услуг. Во-вторых, для создания рабочих мест охранное предприятие должно на основании договора аренды пользоваться имуществом, а для оказания охранных услуг договор аренды с заказчиком - не заключается (смотрите постановления Федерального Арбитражного суда Московского округа от 20.12.2010 г. N КА-А41/15744-10 (дело N А41-42786/09), от 02.03.2009 N КА-А40/817-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.08.2011 N А27-15867/2010, от 19.07.2011 N А27-15866/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 N А41-42314/09, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 N 09АП-13946/2008-АК).
В 2012 г. Минэкономразвития России провело экспертизу Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н и внесло предложение разработчику:
- рассмотреть возможность аттестации только рабочих мест с опасными и/или вредными условиями труда, для остальных предприятий аттестация рабочих мест может стать частью программы производственного контроля, контролируемой трудовой инспекцией, либо добровольно;
- требование о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда один раз в пять лет предложило исключить как необоснованное и установить дифференцированный период в зависимости от видов рабочих мест;
- для тех видов деятельности, по которым не подтверждена статистика производственного травматизма, несчастных случаев и профзаболеваний у работников, достаточно однократной аттестации.
Минфин в письме от 5 октября 2012 г. N 03-02-07/1-238 указал на следующее. В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении п. 2 ст. 11 и ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении постов охраны частного охранного предприятия и сообщается следующее.
Согласно п. 1 ст. 83 Кодекса организации, в состав которых входят обособленные подразделения на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В Постановлениях ФАС Московского округа от 02.03.2009 N КА-А40/817-09 и от 20.12.2010 N КА-А41/15744-10 указывается, что такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением, а также необходимым для работы с оборудованием и инструментами.
В случае, если оборудование или иное имущество, принадлежащее исполнителю охранных услуг, на постах охраны отсутствует, указанные права имеются только у заказчика охранных услуг, который создает условия для осуществления исполнителем охранных услуг в целях обеспечения его собственной безопасности, а рабочее место охранника не подконтрольно работодателю, отсутствуют основания для признания соответствующего поста охраны обособленным подразделением частного охранного предприятия.
Вместе с тем полагаем, что для решения вопроса об отсутствии оснований для постановки на учет в налоговых органах частного охранного предприятия по месту нахождения постов охраны следует учитывать фактический характер отношений между частным охранным предприятием, его охранниками и заказчиками охранных услуг, другие фактические обстоятельства осуществления охранной деятельности.
В соответствии с п. 9 ст. 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. При этом налоговыми органами рассматриваются представляемые организацией документы, на основании которых организация осуществляет деятельность вне места ее нахождения, в том числе трудовые договоры.

ВЫВОД

1. Аттестация рабочих мест в офисах (филиалах и представительствах) частных охранных организаций проводится в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
2. Аттестация рабочих мест на охраняемых объектах не проводится и обособленное подразделение не создаётся при условии:
а) по условиям договора на оказание охранных услуг выделенные для охраны помещения (имущество) находятся в собственности (владении, пользовании) заказчика (ЧОО не уполномочено отчуждать принадлежащие заказчикам охранных услуг помещения и территории для оборудования собственных стационарных рабочих мест);
б) исполнитель (ЧОО) не принял имущество заказчика на законном основании путём заключения в соответствии с ГК РФ договора аренды, договора безвозмездного пользования либо соглашения на использование чужого имущества;
в) на постах охраны не установлено (смонтировано) оборудование или иное имущество, принадлежащее исполнителю (ЧОО);
3. Для решения вопроса об отсутствии оснований для постановки на учет в налоговых органах частного охранного предприятия по месту нахождения постов охраны следует учитывать фактический характер отношений между частным охранным предприятием, его охранниками и заказчиками охранных услуг, другие фактические обстоятельства осуществления охранной деятельности (согласно договору на оказание охранных услуг).

Примечание. В соответствии с ФЗ «О ЧДОД в РФ» «Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи». Соответственно, вопросы оборудования комнат хранения оружия на объектах охраны, а также использование на объекте охраны технических и иных средств охранниками находятся за пределами требований об аттестации рабочих мест ЧОО в целях оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, создания обособленного подразделения организации.
Рекомендуемый примерный текст в договоре с учётом Базовых требований к охране объектов города Москвы: «Заказчик создает условия для осуществления Исполнителем охранных услуг и выделяет (безвозмездно передаёт по акту на период оказания услуг) Исполнителю необходимое имущество и оборудованные в соответствии с требованиями безопасности, охраны труда, санитарии и гигиены служебные помещения для выполнения им договорных обязательств».
Примечания:
1. При наличии в договорах на оказание охранных услуг сведений об оборудовании стационарного рабочего места - рекомендуем:
1) дополнительным соглашением внести исправления в текст договора не соответствующий Базовым требованиям либо идентичные по смыслу;
2) либо провести аттестацию рабочих мест и зарегистрировать обособленное подразделение в установленном порядке.

2. Выделение исполнителем наряду охраны электроплит, электрочайников, холодильников, мебели и посуды - не является оборудованием стационарного рабочего места, поскольку в соответствии со ст. 108 ТК РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.


Категория: Новости | Просмотров: 2205 | Добавил: villi |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]