Меню сайта

Форма входа

Партнерство

наш баннер:

Профсоюз Безопасность


Гуманитарный университет профсоюзов

портал Мир безопасности

ДиПОО

Профсоюз ТВ

Работа в охране и безопасности

Найти работу

Профсоюзная жизнь

Поиск

Календарь новостей

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика

Главная » 2013 » Ноябрь » 12 » По следам выступлений на круглом столе в Думе.
По следам выступлений на круглом столе в Думе.
22:32
Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову
Министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилину
Первому заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации А.В. Горовому
  
    Более чем 20-летняя деятельность негосударственных структур безопасности доказала их жизнеспособность в обеспечении национальной безопасности государства. Для дальнейшей деятельности охранных структур в рамках правового поля, требуется корректировка, официальное толкование и методическое сопровождение по применению требований действующего законодательства. Особую значимость в частном охранном сообществе приобретают вопросы применения законодательств, регулирующих трудовую и образовательную деятельности, предотвращения нарушений прав и законных интересов охранных структур и членов их трудовых коллективов. В связи с поступлением многочисленных вопросов охранных структур московского и близлежащих регионов, Региональное объединение Негосударственных Структур Безопасности Столицы (составом около 600 частных охранных организаций), ходатайствует перед Вами о разъяснении положений отдельных нормативных правовых актов, регулирующих частную охранную деятельность, для организации защиты трудовых прав работников частных охранных организаций.
Раздел № 1. По вопросам присвоения разрядов (категорий) частным охранникам и применения отдельных терминов: 1. По какой должности, служащего («Охранник 3-й квалификации») или профессии рабочего («Охранник 4-6 разрядов»), необходимо трудоустраивать частного охранника, и какой орган должен присваивать указанные квалификацию или разряды? 2. Какие термины правильно применять при трудоустройстве и в кадровой работе частной охранной организации: «охранник»; «частный охранник»; «охранник 4-6 разрядов»; «должность служащего – охранник 3-й квалификации»? 3. Предусматривает ли § 262а. ОХРАННИК «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 1)» профессию рабочего «охранник» и «охранник 4-6 разрядов» или только «охранник 4-6 разрядов»? 4. Имеет ли право работодатель вменять рабочим (охранникам 4-6 разрядов) для исполнения должностные инструкции, а вместе с тем должностные обязанности и ответственность, предусмотренные для должностей служащих - руководителей, специалистов и технических исполнителей? 5. Может ли частный охранник быть привлечён к уголовной ответственности по статье 203 Уголовного кодекса Российской Федерации за превышение полномочий работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей, если органом внутренних дел ему присвоена квалификация профессии рабочего («охранник 4-6 разрядов»), а не должность служащего? 6. Обязательно ли внесение записей в трудовой договор (дополнительным соглашением), приказ о присвоении квалификации и трудовую книжку записи о присвоении разряда (при повышении или понижении)? Наши комментарии к разделу № 1: 1. Нормативными правовыми актами, регулирующими частную охранную деятельность, одновременно применяются понятия: «охранник»; «частный охранник»; профессия рабочего «охранник 4-6 разряда»; должность служащего – «охранник 3-й категории», а именно: 1.1. В законе от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее закон № 2487-1) одновременно применяются понятия: 1) «частный охранник» - статья 1.1., подпункт 2; статья 11.1., абзац 1 и иных; 2) «охранник» - статья 11.1., подпункт 7; 3) «должность» (связанная непосредственно с оказанием охранных услуг) – пункт 1.1., подпункт 3 (термин «должность» применяется и в приложении N 1 к приказу МВД России от 29.06.2012 N 647); 4) «должностная инструкция частного охранника» - статья 12.1. абзац 2. 5) закон № 2487-1 не применяет термина – «охранник 4-6 разряда», такие термины применяются в Административных регламентах МВД России. В соответствии с Правилами сдачи квалификационного экзамена (приложение N 6 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587: «10. Проверка теоретических знаний осуществляется согласно программе профессиональной подготовки частных охранников в зависимости от получаемой квалификации в соответствии с положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих по следующим основным дисциплинам…». В соответствии с Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по приёму квалифицированного экзамена у граждан, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников (приложение N 1 к приказу МВД России от 28.05.2012 N 543) экзаменационные комиссии органов внутренних дел принимают квалификационный экзамен и присваивают квалификации – «охранник 4-6 разрядов» с выдачей свидетельства о присвоении квалификации. 1.2. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 с датой введения в действие с 1 января 1996 года (утверждён постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 №367) предусматривает должность «Охранник» в разделе «Должности служащих» (Код 25416, КЧ 3, Охранник, код категории 3, код по ОКЗ 5169). 1.3. В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), утверждённом постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 №37 (рекомендованном для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров) - должности служащего «Охранник» не имеется. 1.4. Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2013 N 29322, начало действия документа - 01.09.2013 года), профессия рабочего «Охранник» не включена в раздел «Профессии рабочих» «Профессии общие для всех отраслей экономики», а включена (отнесена) в раздел «Должности служащих» (порядковый №110, код 25416) как «Охранник» 3-й квалификации. Приказом установлен один класс квалификации (3-й) должности служащего «охранник». 1.5. Уголовным кодексом Российской Федерации применяется термин «должностные обязанности» применительно к работникам частных охранных организаций: «Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей.» 1.6. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.04.2009 N 199 дополнен раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" новой профессией рабочего - "Охранник" 4 - 6 разрядов (§ 262а), несмотря на требование о соответствии должностей Общероссийскому классификатору. При буквальном толковании (по нашему мнению) данным приказом введены четыре новых профессии рабочего: «охранник» - без разряда и без использования специальных средств, гражданского и служебного оружия; «охранник 4-6 разрядов» – с использованием (при необходимости) специальных средств, гражданского и служебного оружия (соответственно). Обоснование к пункту 1.6. Приказом, после записи «§ 262а. ОХРАННИК» (на следующей ниже строчке, справа), не проставлены «4 - 6 разряды», как это предусмотрено схемой расположения параграфов в Справочнике. В соответствии с пунктом 7. Справочника: «В тех случаях, когда для той или иной профессии в справочнике предусматривается несколько разрядов, а следовательно, и тарифно-квалификационных характеристик, рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в тарифно-квалификационной характеристике присвоенного ему разряда, должен обладать знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации этой же профессии. Поэтому те работы, которые приведены в тарифно-квалификационных характеристиках более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не указываются». Таким образом: 1. При буквальном толковании разрядов профессии охранник, параграфом 262а, по нашему мнению, предусмотрены следующие профессии: 1.1. «Охранник» (с изложенными разделами «Характеристика работ» и «Должен знать» – при охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки (без квалификационных характеристик - без использования специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности (таких более 60% от общего числа охранников). Законность вывода о введении профессии рабочего «охранник» без права использования оружия и спецсредств подтверждается статьёй 11.1. закона № 2487-1, которой предусмотрено: « (см. текст в предыдущей редакции) Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица: 7) не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника». Именно «охранника», а не «охранника 4-6 разрядов». 1.2. «Охранники 4 - 6 разрядов» - при охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности (соответственно). 1.3. Охранники, имеющие 4-6 разряд, могут выполнять функции без использования (при отсутствии необходимости) специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности, соответственно - не должны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. 1.4. Необходимость использования (или не использования) специальных средств, гражданского и служебного оружия определяется руководителем частной охранной организации в соответствии с условиями заключаемого с клиентом договора на оказание охранных услуг (если в договоре нет ссылок об их использовании при оказании услуг, соответственно, услуги оказываются без их использования и охраннику не требуется квалификация 4-6 разрядов и прохождение периодической проверки при наличии квалификации 4-6 разрядов). Раздел № 2. По вопросам профессионального обучения и повышения квалификации: 1. Какие типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных охранников и типовые дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций утверждены и должны применяться, и какая организация уполномочена принимать (образовательные организации или органы внутренних дел) квалификационный экзамен у частных охранников и присваивать «Охраннику» 3-ю квалификацию (в должности служащего) или «Охранник 4-6 разряда» (профессии рабочего)? 2. Должны ли частные охранники после профессионального обучения сдавать экзамены в образовательной организации, а затем сдавать квалификационный экзамен (по тем же дисциплинам) экзаменационной комиссии органов внутренних дел (два экзамена одновременно)? Какие нормативные акты в данной сфере действуют и применяются? 3. Какие организации (органы) уполномочены присваивать и фактически присваивают: «Охранник 3-й квалификации» (в должности служащего) или «Охранник 4-6 разрядов» (профессии рабочего)? 4. Обязаны ли охранники 4-6 разрядов (в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение") проходить профессиональное обучение, если присваиваемая экзаменационными комиссиями органов внутренних дел квалификация профессий рабочих - не относятся к должности служащего - «Охранник» 3-й квалификации? 5. По какой программе должен проходить профессиональное обучение гражданин, если он намерен устроиться на работу в частную охранную организацию без выполнения трудовых функций с использованием оружия и спецсредств? 6. Какие программы повышения квалификации частных охранников утверждены и должны применяться? Кто устанавливает время повышения квалификации? Кто должен оплачивать прохождение обучения, если проводится государственная (итоговая) аттестация, а не аттестация, проводимая работодателем или образовательной организацией? 7. По какой программе проводится обучение по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в соответствии с требованиями статьи 225 ТК РФ и какая образовательная организация уполномочена проводить такое обучение?



Наши комментарии к разделу № 2: 1. В соответствии со статьёй 15.3. закона № 2487-1 (в ред. ФЗ от 02.07.2013 N 185-ФЗ): «Типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и типовые дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.». Такие типовые программы обучения МВД России по согласованию Минобрнауки России не утверждены. 2. МВД России утверждены только Типовые требования к содержанию экзаменационных билетов квалификационного экзамена частных охранников (приложение к Приказу МВД России от 15.08.2011 N 940). Экзаменационные билеты не сайте МВД России не размещены. 3. Приказом Минобрнауки РФ от 26.04.2010 N 430 утверждены только требования к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников, а не типовые требования к программам профессионального обучения. 4. Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2012 N 680 утверждены требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации частных детективов и требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации частных охранников. 5. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ) установлено: 1) продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; 2) при этом, законом об образовании предусмотрено, что федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки могут устанавливаться Минобрнауки России только в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 9 статьи 9 Закона об образовании); 3) в настоящее время Минобрнауки России утверждены требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации руководителей частных охранных организаций (приказ Минобрнауки России от 6.09.2010 N 909), однако в соответствии с законом 2487-1 Типовые программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования», которые по состоянию на 01.10.2013 г. – не утверждены. 6. В соответствии со статьёй 74., пункт 2 ФЗ «Об образовании в РФ»: «Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих». Вместе с тем, приказом МВД России от 28.05.2012 № 543 утверждён регламент по предоставлению государственной услуги по приему квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников. Приём экзаменов осуществляется экзаменационными комиссиями территориальных органов внутренних дел. Законом № 2487-1 на органы внутренних дел приём квалификационных экзаменов не возложен. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 132 предусмотрен перечень услуг, в частности: «28. Прохождение специальной подготовки, в том числе выдача документа, подтверждающего ее прохождение, необходимого и обязательного для предоставления платной государственной услуги федеральными органами исполнительной власти» - предусматривает выдачу документа, но не предусматривает приём квалификационных экзаменов. Данный пункт можно применить при условии сдачи квалификационного экзамена в образовательной организации, а выдачу документов органами внутренних дел. 7. В соответствии с письмом ФКБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России программы для оказания первой помощи для частных охранников не существует, соответственно и аттестация по итогам обучения проводится незаконно. Обучающая организация должна иметь лицензию на обучение по оказанию первой помощи.



Раздел № 3. По вопросам выполнения охранных функций без использования специальных средств, гражданского и служебного оружия и необходимости, при этом, прохождения периодических проверок: 1. Должен ли охранник перед трудоустройством в частную охранную организацию на условиях выполнения охранных функций без использования специальных средств, гражданского и служебного оружия проходить обучение по программе подготовки охранников 4-6 разрядов и сдавать соответствующий квалификационный экзамен? 2. Должен ли охранник, осуществляя трудовые функции без использования спецсредств и оружия, проходить периодические проверки в установленные сроки? 3. Должен ли охранник по профессии рабочего проходить периодические проверки (фактически государственную аттестацию ежегодно или один раз в два года) и должен ли охранник проходить периодическую проверку, если он не занимает должности служащего? 4. Почему обязательная периодическая проверка не является государственной услугой и почему её проводят органы внутренних дел, а не работодатели или образовательная организация? 5. Каковы основания для увольнения охранника, если он не прошёл периодическую проверку, можно ли ему поручать охрану без использования оружия и спецсредств? 6. Должен ли охранник при прохождении периодической проверки (не являющейся государственной услугой) оплачивать расходы образовательной организации или комиссии органов внутренних дел на проведение таких проверок, и кто должен оплачивать вынужденные простои при прохождении проверок? 7. Периодическая проверка это дополнительный квалификационный экзамен, государственная аттестация или иное? Почему нет программ для подготовки к периодической проверке? Почему официально не опубликованы карточки опроса и вопросы в них для самостоятельной подготовки охранников? 8. Почему при проведении периодической проверки в Карточку опроса охранников включаются теоретические вопросы (как при квалификационном экзамене), если проверка осуществляется на пригодность к действиям (проверке практических навыков с выполнением утверждённых упражнений), связанным с применением оружия и (или) специальных средств? Это очередной квалификационный экзамен или особый (не установленный ТК РФ) порядок проведения аттестации? 9. Должен ли охранник при повторном прохождении периодической проверки вновь проходить проверку теоретических знаний нормативных правовых актов, если при первичной проверке он прошёл положительную проверку знаний? Наш комментарий к разделу № 3: 1. В соответствии с Положением о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (утверждённым приказом МВД России от 29.06.2012 N 647) (приведённая далее нумерация соответствует Положению): «8. Комиссия проводит следующие периодические проверки: 8.1. Первичные - в отношении работников, впервые назначенных на должность, предусматривающую в соответствии с законодательством Российской Федерации применение служебного или гражданского оружия (перед выдачей разрешения на хранение и ношение оружия) и (или) специальных средств.» При этом: 1) согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 17.04.2009 N 199 - охранник не назначается на должность, а принимается на работу по профессии рабочего – охранника 4-6 разрядов; 2) параграф 262а Справочника не предусматривает ни должности, ни профессии, однозначно предусматривающей «применение служебного или гражданского оружия (перед выдачей разрешения на хранение и ношение оружия) и (или) специальных средств); 3) квалификационными характеристиками охранников 4 – 6 разрядов предусмотрено использование специальных средств, гражданского и служебного оружия только «по необходимости», соответственно, они могут использоваться или не использоваться; 4) охранники 4 - 6 разрядов могут приниматься на работу и выполнять трудовые функции в качестве охранников и охранников 4-6 разрядов: а) с использованием (при необходимости) разрешённого к использованию огнестрельного оружия при наличии разрешения лицензирующего органа на хранение и ношение огнестрельного оружия и закрепления за ними оружия в установленном порядке; б) с использованием (при необходимости) разрешённых к использованию специальных средств, выданных им для использования в установленном порядке; в) без использования (при отсутствии необходимости) специальных средств и оружия. 5) в соответствии со статьёй 12 Федерального закона «Об оружии» Право на приобретение оружия и временное пользование оружием юридическими лицами с особыми уставными задачами: «Выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия»; 6) в соответствии с Правилами оказания охранных услуг в виде вооружённой охраны имущества (приложение N 12 к постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587): «2. В случае оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества в договоре на оказание охранных услуг указываются виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг»; 7) в соответствии с Правилами приобретения, учёта, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе и осуществления частной охранной деятельности (приложение N 13 к постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587): «8. Специальные средства выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника. По решению руководителя частной охранной организации специальные средства могут выдаваться (передаваться) работникам (работниками) частной охранной организации непосредственно на объекте охраны. При этом документы о приеме и выдаче специальных средств ведутся на объекте охраны». Таким образом, по нашему мнению: 1) принятые на работу охранники 4 - 6 разрядов, выполняющие охранные функции с применением служебного и гражданского оружия (перед выдачей разрешения на хранение и ношение оружия) и (или) специальных средств) – обязаны проходить периодические проверки в установленном пунктом 8.1. порядке; 2) принятые на работу охранники 4 - 6 разрядов, выполняющие охранные функции без применения служебного, гражданского оружия и (или) специальных средств – не обязаны проходить периодические проверки в установленном пунктом 8.1. порядке. Раздел № 4. По вопросам видов оказываемых услуг квалифицированными охранниками: 1. Могут ли охранники 4-6 разрядов выполнять трудовые функции по всем видам оказываемых услуг, либо только при охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности? Наши комментарии к разделу № 4: 1. При буквальном толковании приказа Минздравсоцразвития России от 17.04.2009 N 199: 1) квалификация охранников 4-6 разрядов требуется только «при охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности…»; 2) сведений о том, что для оказания иных видов предусмотренных законом № 2487-1 услуг требуется аналогичная квалификация - в приказе не имеется. Представление официальных толкований и методических рекомендаций по применению положений действующего законодательства в сфере частной охранной деятельности поможет снизить напряжённость в трудовых коллективах, вести деятельность в рамках действующего законодательства, приведёт к единообразному применению требований закона охранными структурами и контролирующими органами.
 
Председатель И.Б. Клыков
Категория: Новости | Просмотров: 749 | Добавил: villi |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]