О проекте федерального закона «О специальной оценке условий труда». Новое в законодательстве. | 23:01 |
Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало на своем сайте проект федерального закона «О специальной оценке условий труда». Предлагаем членским организациям ФНПР обсудить данный законопроект в коллективах и высказать свои замечания и предложения в письменной форме.
ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА.
Глава I. Общие положения.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в сфере охраны труда в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда. 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) гигиенические нормативы условий труда – утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов диагностики;
2) идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса – признание выявленных на рабочем месте источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса соответствующими классификатору вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
3) класс условий труда – степень отклонения фактических значений показателей факторов производственной среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условий труда, определяемая в ходе проведения специальной оценки условий труда;
4) критерии оценки условий труда – показатели, указывающие на степень отклонения значений показателей факторов производственной среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условий труда;
5) мониторинг условий труда – систематическое наблюдение за состоянием условий труда работников, включая определение фактических значений показателей факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам;
6) специальная оценка условий труда – единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты;
7) трудовой процесс – воздействие работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемое затратами его физической и нервной энергии;
8) условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса;
9) эксперт – физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям и имеющее сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, полученный в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
10) исследовательская (измерительная) лаборатория – структурное подразделение организации, принимающей участие в проведении специальной оценки условий труда, или самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценки факторов производственной среды и трудового процесса.
Статья 3. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
1. Работодатель вправе:
1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов специальной оценки условий труда;
2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Работодатель обязан:
1) обеспечить своевременное и полноценное проведение специальной оценки условий труда, включая представление необходимых документации и разъяснений по вопросам оценки условий труда;
2) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документального подтверждения наличия аккредитации на право проведения специальной оценки условий труда, сертификатов экспертов, участвующих в проведении специальной оценки условий труда;
3) обеспечить личное участие работника в проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
4) обеспечить ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) использовать результаты специальной оценки условий труда для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
Статья 4. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
1. Работник имеет право:
1) лично участвовать в проведении специальной оценки условий труда своего рабочего места;
2) знакомится с результатами специальной оценки условий труда своего рабочего места; 3) обращаться к работодателю (его представителю) за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда своего рабочего места;
4) обжаловать результаты специальной оценки условий труда своего рабочего места в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Работник обязан принимать участие в идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении специальной оценки условий труда своего рабочего места.
Статья 5. Применение результатов специальной оценки условий труда Результаты специальной оценки условий труда применяются в целях:
1) разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
4) контроля за состоянием условий труда;
5) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;
6) установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
7) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8) определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
9) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
10) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза профессионального заболевания по итогам оценки состояния здоровья;
11) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;
12) определения объемов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда;
13) принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;
14) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 15) определения объема и периодичности проведения работ по мониторингу условий труда;
16) контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
Глава II. Порядок проведения специальной оценки условий труда
Статья 6. Организация специальной оценки условий труда
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), имеющей аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда, привлекаемой работодателем для проведения специальной оценки условий труда на основании договора гражданско-правового характера (далее – аккредитованная организация).
3. Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах работодателя с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
4. Специальная оценка условий труда на каждом рабочем месте осуществляется не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
5. Аккредитованная организация обязана приостанавливать проведение специальной оценки условий труда (не приступать к проведению специальной оценки условий труда) в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые условия проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса.
6. Аккредитованная организация вправе отказаться от проведения специальной оценки условий труда в случае непредставления работодателем необходимой для проведения специальной оценки условий труда документации или отказа работодателя обеспечить требуемые условия проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса.
Статья 7. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), а также утверждается график проведения работ по специальной оценке условий труда.
2. В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и сотрудники аккредитованной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждается работодателем с учетом положений настоящего Федерального закона.
3. При проведении специальной оценки условий труда в организациях, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель – индивидуальный предприниматель или представители работодателя, включая специалиста по охране труда, либо представителя организации или специалиста, привлекаемых работодателем по договору гражданско-правового характера для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и сотрудники аккредитованной организации.
4. Председателем комиссии является представитель работодателя.
5. Комиссия до начала работ по специальной оценке условий труда утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест.
6. В целях настоящего Федерального закона к аналогичным рабочим местам относятся рабочие места, расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работниками, имеющими профессии или должности одного наименования, в одинаковом режиме работы выполняются аналогичные трудовые обязанности при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья.
7. Специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведение работ по специальной оценке условий труда может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, а также причинения ущерба работодателю или иным лицам, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
Статья 8. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах
1. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах осуществляется комиссией при непосредственном участии работников, на рабочих местах которых она проводится, а в исключительных случаях, ввиду невозможности их непосредственного участия, допускается участие их непосредственных руководителей, на основе классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
2. При осуществлении идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса должны учитываться все возможные вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, включая факторы, возникновение которых возможно в связи с несоблюдением требований по безопасному производству работ и эксплуатации машин и механизмов.
3. Для идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, определяется необходимость и объем проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок их соответствия гигиеническим нормативам условий труда, с учетом:
1) используемого работником производственного оборудования, сырья и материалов, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при наличии которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
2) результатов ранее проводившихся инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, свидетельствующих об их вредном воздействии на организм работника и (или) среднем или высоком риске опасности повреждения здоровья;
3) наличия случаев травмирования и (или) установления профессионального заболевания, связанных с воздействием на организм работника факторов производственной среды и трудового процесса на его рабочем месте;
4) предложений работников по проведению инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса для установления класса условий труда.
4. В случае если на рабочем месте не идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, то условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми условиями труда, инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценки факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.
5. В отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса не идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса работодателем в государственную инспекцию труда подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформленная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, обеспечивает ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в установленном им порядке.
7. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение 5 лет.
8. По окончании срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев и профессиональных заболеваний у работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых принята указанная декларация, действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда считается продленным на следующие 5 лет.
9. В случае если на рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса комиссия принимает решение о проведении инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. 10. В отношении рабочих мест, на которых заняты работники, чьи профессии (должности) законодательством Российской Федерации отнесены к профессиям (должностям) с вредными и опасными условиями труда, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на данных рабочих местах не проводится, при этом комиссией принимается решение о проведении инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок в отношении идентифицированных для данной профессии (должности) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Статья 9. Инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценки факторов производственной среды и трудового процесса.
1. Инструментальным и (или) лабораторным измерениям и оценкам подлежат все идентифицированные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.
2. Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих инструментальным и (или) лабораторным измерениям и оценкам, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также предложений работников.
3. Инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценки фактических значений показателей факторов производственной среды и трудового процесса осуществляются исследовательскими (измерительными) лабораториями, экспертами и сотрудниками аккредитованной организации.
4. При проведении инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса должны использоваться научно-доказанные методы и (или) методики измерений, а также сертифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации средства измерения.
5. Методы проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих данные измерения и оценку, определяются аккредитованной организацией самостоятельно.
6. Результаты инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок оформляются в форме протокола в отношении каждого фактора производственной среды и трудового процесса, подвергнутых инструментальным и (или) лабораторным измерениям и (или) оценкам.
7. По итогам проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется классификация условий труда.
8. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, в случае наличия угрозы жизни или здоровью членов комиссии, работников аккредитованной организации, участвующих в проведении специальной оценки условий труда, иных лиц при проведении указанных измерений и оценок. Условия труда на подобных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.
9. Решение о невозможности проведения измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса ввиду наличия угрозы жизни или здоровью членов комиссии, работников аккредитованной организации, участвующих в проведении специальной оценки условий труда, иных лиц при проведении указанных измерений и оценок, оформляется протоколом комиссии, в обязательном порядке содержащим основания для его принятия, являющегося неотъемлемой частью отчета о специальной оценке условий труда.
10. Работодатель в течение пяти дней со дня принятия решения, указанного в пункте 9 настоящей статьи, направляет в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего указанное в пункте 9 настоящей статьи решение.
Статья 10. Факторы производственной среды и трудового процесса
1. К факторам производственной среды относятся:
1) физические факторы – аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; шум; инфразвук; ультразвук воздушный; вибрация общая и локальная; неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного и оптического диапазона, в том числе лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; микроклимат (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение); световая среда (искусственное освещение (освещенность рабочей поверхности));
2) химические факторы – химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;
3) биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний;
2. К факторам трудового процесса относятся:
1) тяжесть труда – показатели нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;
2) напряженность труда – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника;
3. Исследовательская (измерительная) лаборатория должна быть способна осуществлять инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценку следующих факторов производственной среды и трудового процесса:
1) температуры воздуха;
2) относительной влажности воздуха;
3) скорости движения воздуха;
4) энергетической освещенности (при оценке интенсивности теплового излучения);
5) напряженности электрического поля (промышленная частота 50 Гц);
6) напряженности магнитного поля (промышленная частота 50 Гц);
7) напряженности электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
8) напряженности магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
9) напряженности электростатического поля;
10) интенсивности источников УФ излучения в диапазонах длин волн 200 - 400 нм;
11) энергетической освещенности в диапазонах длин волн УФ-А (λ = 400 -315 нм), УФ-В (λ = 315 - 280 нм), УФ-С (λ = 280 - 200 нм);
12) энергетической экспозиции Н лазерного излучения;
13) мощности амбиентного эквивалента дозы рентгеновского, гамма- и нейтронного излучений;
14) плотности потока альфа-излучения;
15) плотности потока бета-излучения;
16) уровня звука;
17) общего уровня звукового давления инфразвука;
18) ультразвука воздушного;
19) локальной и общей вибрации;
20) освещенности рабочей поверхности;
21) длительности отрезков времени;
22) массовой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
23) расхода воздуха при отборе проб воздуха рабочей зоны;
24) массовой концентрации твердых веществ в пробах воздуха рабочей зоны;
25) длины пути перемещения груза при оценке тяжести трудового процесса;
26) при оценке тяжести трудового процесса: усилия (мышечной силы кисти), массы груза.
С полным текстом можно ознакомиться в ЦК.
| |
Категория: Новости | Просмотров: 751 | Добавил: villi | |
Всего комментариев: 0 | |