Меню сайта

Форма входа

Партнерство

наш баннер:

Профсоюз Безопасность


Гуманитарный университет профсоюзов

портал Мир безопасности

ДиПОО

Профсоюз ТВ

Работа в охране и безопасности

Найти работу

Профсоюзная жизнь

Поиск

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Статистика

Главная » 2009 » Апрель » 27 » О старых и новых формах борьбы
О старых и новых формах борьбы
00:26
Кризис сделал неэффективными, а зачастую и невозможными, те формы и методы рабочей борьбы, которые получили широкое распространение в России в последние годы. Легальные забастовки с требованием повышения зарплаты, рутинные процедуры коллективного трудового спора, попытки добиться от администрации признания профсоюза, малочисленные пикеты профактивистов — на предприятиях всерьёз затронутых кризисом все это разом потеряло смысл. В условиях растущей безработицы и остановки производства позиции администрации резко усилились, а профсоюзам приходится отступать. Однако это совсем не означает, что рабочее движение пошло на спад, напротив оно получило новый импульс к развитию. Борьба рабочих в России просто приняла новые формы.

Вернее будет сказать, что это не новые, а старые хорошо знакомые по 90-м годам формы борьбы. Едва ли не каждый день приходят новые сообщения о приостановках работы с требованием погасить долги по зарплате и массовых рабочих митингах против сокращений рабочих мест и закрытия заводов. Только за последние три месяца митинги (в некоторых случаях собиравшие по несколько тысяч человек, что для нынешней митинговой активности в стране очень немало) проходили в Пикалево, Вятских полянах, Дальнегорске, Новосибирске, Мурманске, Ивановской и Самарской областях, Красноярске, Светлогорье, Хабаровске, Яровом, количество предприятий, где происходили приостановки работы и просто сосчитать невозможно: в массовом порядке останавливают работу моряки, приостановки работ идут на множестве шахт и строек, были приостановки на «Ураллеспроме», «Тагазе», Катав-Ивановском механическом заводе, Тульском троллейбусном депо, на «Новой ивановской мануфактуре», щекинском "Кислотоупоре"...

Невооружённым глазом видно, что уже сейчас размах движения по количеству рабочих, принимающих участие в этих протестах, больше, чем в громких трудовых конфликтах 2005-2008 г.г., хотя и до массовости 90-х еще очень и очень далеко. Конечно, сейчас идет оборонительная борьба: рабочие борются за свои заработанные деньги, за сохранение рабочих мест. Лишь очень немногие ставят вопрос о повышении заработной платы. Да и сами методы борьбы пока довольно умеренные, характерных для прошлого десятилетия перекрытия рельсов или тем более захватов предприятий пока не видно. Однако логика самой борьбы и развитие кризиса неизбежно будут толкать рабочих к пониманию того, что решить их проблемы невозможно в рамках отдельного предприятия, отрасли, региона, а это, в свою очередь, приведет к пониманию необходимости политической борьбы. Все более широкие массы рабочих уже очень скоро начнут осознавать, что виновник экономической катастрофы — сам капитализм, что выход из тупика — это национализация средств производства и организация демократически организованной плановой экономики.

Сейчас рабочее движение освобождается от цеховой рутины и сложных легальных процедур, характерных для последних лет. Борьба распространяется за пределы территорий заводов и фабрик и перемещается на улицы городов. Масштабы этой борьбы пока невелики, но ведь это лишь начало. Но важно то, что уже сейчас рабочие во многих случаях выдвигают требования не только к работодателю, но и к местным и федеральным властям, а это уже шаг от экономической к политической борьбе. Чем глубже будет кризис, тем более будет политизироваться рабочий класс, а борьба будет приобретать более радикальные формы.

А какова же будет судьба профсоюзов? Это зависит от того, какую тактику они изберут. Сейчас их позиции резко ослабли, работодатель диктует свои условия. На главный аргумент профсоюза — забастовку или угрозу таковой капиталист с лёгкостью может ответить сокращениями, которые, впрочем, и так идут в массовом порядке, а предприятия стоят и без забастовок. Возможности для борьбы на самих предприятиях, по крайней мере для тех методов борьбы, что были распространены в предшествующие годы, резко сузились. Руководство многих профсоюзов в этих условиях заняло пассивную позицию, мол, надо переждать кризис, сейчас ведь все равно сделать ничего нельзя. Но даже если эти профсоюзы и уберегут себя от разгрома, приняв такую тактику, то в результате бездействия они потеряют авторитет среди рабочих и, соответственно, численность.

Единственный выход в этих условиях - менять тактику и привычные методы борьбы: не отказываясь продолжать борьбу на самих предприятиях, расширять протест за их пределы, переходить к массовым уличным акциям, проводить мобилизацию рабочих на эти акции не только на своём предприятии, но и на соседних, наконец, вести агитацию просто на улицах. Необходимо выдвигать требования не только к капиталистам, но и к властям, переходя от экономических к политическим требованиям (национализация, рабочий контроль, отставка правительства). Профсоюзам так же нужно поднимать острые социальные темы, волнующие большинство трудящихся страны: рост тарифов на коммунальные услуги, рост цен на продукты, низкие пенсии.

Такая форма борьбы как захват предприятия рабочими особенно важна в период кризиса, когда буржуазия наиболее ярко демонстрирует неспособность управлять промышленностью. Захваты предприятий в последние годы получили широкое распространение в странах Латинской Америки, а с началом кризиса к таким действиям прибегают все чаще рабочие в европейских странах. В России пока не видно готовности рабочих к этому методу борьбы, но углубление кризиса поставит захват предприятий в повестку дня.

Сейчас рабочим приходиться вести оборонительные бои, но, как известно, лучшая оборона — это нападение.

Источник: РРП-информ
Категория: Новости | Просмотров: 1117 | Добавил: lu |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]