О действиях профсоюзов в условиях экономического кризиса | 00:11 |
на Генеральном Совете ФНПР 22 апреля 2009 года О текущей ситуации в Российской Федерации и действиях профсоюзов в условиях экономического кризиса Уважаемые члены Генерального Совета! Уважаемые гости! Коллеги! Мировой финансово-экономический кризис, втянувший в свою орбиту практически все страны мира, высветил не только общие для всех стран проблемы и формы проявления, но и особенности его протекания в России. Любые наши предложения, выдвигаемые сегодня, и оценки текущей ситуации неизбежно приобретают кризисную окраску. Причем, в России кризис протекает в более жесткой форме, и этот кризис, к сожалению, углубляется. Во всяком случае, он уже шагнул за рамки первоначальных представлений о его глубине и степени воздействия на российскую экономику. При этом наше правительство и бизнес не имеют опыта преодоления такого рода кризисов, ибо с таким встречаются впервые. Его особенности в России в корне отличны от условий его протекания в развитых странах. Россия вошла в кризис в предельно неблагоприятных условиях: с недиверсифицированной экономикой, двузначной инфляцией, с огромной корпоративной задолженностью (500 млрд. долл.) перед иностранными инвесторами и кредиторами, причем задолженностью краткосрочной с непреодолённым монополизмом в экономике, при существенном снижении уровня геополитической независимости, с непреодолённой экспортно-сырьевой привязкой к системе международного разделения труда, накопленными деформациями в структуре экономики и несформированным рынком труда (имеется в виду его нецивилизованный характер). По официальным данным, спад промышленного производства в 1 квартале текущего года составил 14,3 %, а по ряду важнейших видов продукции – до 50 % и более. Сокращается потребность в работниках, заявленная работодателями в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости. Растет число зарегистрированных безработных. Следует отметить, что уровень общей безработицы превысил показатель 1994 года (8,1 % к экономическому активному населению), когда отмечался значительно больший спад производства. Таким образом, высвобождение рабочей силы происходит значительно активнее, чем в период трансформации 90-х годов. По данным нашего с вами еженедельного мониторинга, в ряде отраслей промышленности наблюдается значительное снижение номинальной начисленной заработной платы. Увеличивается задолженность по заработной плате. Масштабы кризиса сдерживаются Правительством Российской Федерации, которое реализует меры, направленные на оздоровление ситуации в российской экономике. Анализ профсоюзной базы данных мониторинга показывает, что темп прироста негативных явлений снижается. Вместе с тем нет уверенности, что эта тенденция закрепится. Часть причин и особенность этого кризиса в России связаны с ошибками экономической политики «тучных» лет, когда не удалось своевременно диверсифицировать экономику и подавить инфляцию. Но основные причины связаны с накопленными застарелыми проблемами остаточного подхода к решению вопросов социального развития. Речь идет о кризисе системы трудовых отношений, который задолго до начала мирового финансового кризиса стал тормозом всех преобразований, связанных с изменением отношений собственности и переходом к рынку, и источником проблем. Конкретные признаки кризиса системы трудовых отношений: критическое состояние материально-технической базы производства; разбалансированность рынков труда и образовательных услуг (работа не по специальности); наличие дефицита кадров при их относительном избытке внутри предприятий и организаций; низкая заработная плата работающих, рост числа бедных среди работающих; бездействующие механизмы трудовой мотивации; нарастающая гендерная асимметрия на рынке труда и в сфере занятости; необоснованная дифференциация в оплате труда; условия труда (вредность, тяжесть, непрестижность); откровенно несправедливый характер распределения создаваемого обществом дохода; потери (недобор) производительности как следствие неадекватной заработной платы и ее сдерживания. Проведенный кампанией Gallup в 2004 году анализ показал, что равнодушный персонал обходится экономике США около 300 млрд. долларов в год в виде спада производительности труда. В Германии, по данным исследования той же фирмы в 2002 году, очень профессиональное, но незаинтересованное отношение к труду 69 % немецких занятых привело к экономическим потерям фирм в размере 220 млрд. евро в год, что сопоставимо с годовым бюджетом всей Германии. При этом явно недооцениваются потери общества, связанные с торможением роста заработной платы, находящейся на несопоставимо низком уровне в сравнении с развитыми экономиками, не соответствующей повышению трудовой мотивации работников. Самое абсурдное явление с точки зрения цивилизованного рынка труда - неуклонное нарастание из года в год доли работающих по найму в общей численности бедного населения. Так, в 1998 году данный показатель в России составил 40 %, в 2000 году - 41,6 %, в 2003 году – 45,2 %, в настоящее время он превысил 50 % (оценка). Кризис системы трудовых отношений носит глобальный характер: во многих странах в той или иной степени прослеживаются эти тенденции. Задача мирового сообщества, как её сформулировал президент Франции 25 сентября 2008 года, - полная реабилитация труда как понятия вообще, и справедливое распределение создаваемого обществом дохода. В результате многолетнего угнетения труда как фактора производства были утрачены представления о нормальном. Их место заняли представления о реально доступном. Это касается и заработной платы, и гарантий социальной защиты. Членские организации ФНПР приняли живое и заинтересованное участие в обсуждении проекта Программы антикризисных мероприятий Правительства Российской Федерации на 2009 год. По мнению наших профсоюзов, в первую очередь нужно решать следующие задачи. Это задачи экстренного характера: разработка и принятие федерального закона о внесении изменения в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» (в части синхронизации минимального размера оплаты труда с ростом реальной величины прожиточного минимума); индексация заработной платы работников бюджетной сферы (с учетом инфляционных ожиданий) с обеспечением соответствующего механизма оказания финансовой помощи из федерального бюджета в случае отсутствия необходимых средств на эти цели в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований; утверждение размеров базовых ставок заработной платы, базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений в целях установления минимальных гарантий по размерам заработной платы и определения объемов минимально необходимых финансовых средств из бюджетов всех уровней (и системы ОМС) на оплату труда работников бюджетных учреждений; пересмотр потребительской корзины; подготовка соответствующей законодательной базы в целях реализации ранее заявленных Правительством РФ решений о переводе системы пенсионного, медицинского и социального страхования на страховые принципы, переходе от единого социального налога к страховым взносам, пересмотре тарифной политики; подготовка соответствующей законодательной базы по восстановлению социального страхования от риска потери работы как эффективного механизма сдерживания роста безработицы и немотивированных увольнений, поддержки безработных граждан в условиях кризиса, особенно имеющих семейные обязанности по содержанию детей; разработка и принятие соответствующей законодательной базы по системе государственного гарантирования материальных прав работников в случае неплатежеспособности предпринимателя. В современных условиях профсоюзы должны быть социально ответственными, чтобы сохранить трудовой потенциал. В чем заключается социальная ответственность профсоюзов? Прежде всего, необходимо уберечь работодателя от искушения нарушить трудовое законодательство. Нужен жесткий, принципиальный контроль в отношении трудовых прав работников. И здесь нам помощники и органы прокуратуры, и территориальные органы Рострудинспекции. К этому нас открыто призвал Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин 25 марта т.г. на встрече с председателями первичных профсоюзных организаций. Профсоюзный мониторинг показывает нарастание практики использования неполной рабочей недели (двух- и трехдневной) вместо объявления простоев. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполняемого объема работ. (Две пятых или три пятых меньше, чем две трети средней зарплаты). При этом дополнительные выходные не признаются простоем и не оплачиваются, и если работник привлекается к работе в эти дополнительные выходные, то работа не оплачивается в повышенном размере, как следует по правилам оплаты работы в выходные дни. Трудовой Кодекс РФ позволяет работодателю нанимать работников на неполный бюджет рабочего времени, что может выражаться в виде сокращенного рабочего дня, недели и т.д., но в любом случае это оговаривается трудовым договором и не должно противоречить нормам коллективного договора. Отпуск без оплаты по инициативе работодателя не предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации и является прямым нарушением законодательства. К тому же работник лишается права на статус безработного с получением пособия, т.к. находится официально в трудовых отношениях. С такими решениями работодателя следует категорически бороться. Следует бороться и с «выдавливанием» согласия работника на такой вариант трудовых отношений. При этом не следует исключать возможность использования частного подхода по решению вопроса о сокращенном использовании работников, но в любом случае решение должно быть принято в рамках действующего законодательства, особенно решение профорганизации. Иначе работник имеет право предъявить законные претензии не только к работодателю, но и к профкому. И все-таки во время кризиса главное «не сдавать» завоеванное законодательство и тщательно взвешивать предложения по его корректировке. Второй блок действий профсоюзов связан с участием в управлении производством и в направлении ресурсосберегающей деятельности. В помощь нам готовятся рекомендации РТК по взаимодействию социальных партнеров в условиях кризиса, где открытость – один из главных принципов взаимодействия. Необходимо также повышать контроль с нашей стороны за реализацией региональных программ содействия занятости населения, их корректировкой по мере необходимости, а также контроль за реализацией антикризисных программ. Действовать (а не числиться) во всех комиссиях и антикризисных штабах, добиваясь полноценного включения наших предложений, с тем чтобы обеспечить максимально возможный учет интересов работников. При этом повышается и наша ответственность за формулировку этих предложений: они должны быть грамотными и технологичными. Для этого требуется постоянное повышение уровня наших знаний в области экономики и права. Вся страна сегодня в кризисе, и профсоюзы тоже не в шоколаде, а это ещё одна причина кризиса системы трудовых отношений. Мы не знаем в массе своих прав, нередко забываем об обязанностях и потому иногда неважно их защищаем и выполняем. Нам надо заняться собственным развитием и обучением, чтобы быть конкурентоспособными на площадках социального партнерства, внятно и твердо заявлять о своих правах, уметь профессионально их отстаивать. Конкурентоспособность сегодня оценивается не только экономической стороной. Это еще и конкурентоспособность духовная, в общекультурном плане, без которой не появится активная гражданственность. Наконец, необходимо следить за соблюдением трудовой дисциплины. Разгильдяй своей плохой работой обкрадывает не только работодателя – он обкрадывает других работников. Кроме того, сегодня продуктивнее защищать не только права, но и обязанности, ибо одного без другого не бывает. И, конечно же, надо продолжать наш уникальный мониторинг – уникальный, потому что это единственный в стране мониторинг, где информация исходит не от работодателей, а от работников. Диалог профсоюзов с правительством идет достаточно активно, но сегодня важно, чтобы в рамках этого диалога делались конкретные шаги по решению проблем. Ещё раз подчеркну, что мы считаем необходимым дополнить антикризисную программу специальным разделом по преодолению кризиса системы трудовых отношений, сохранению и развитию трудового потенциала, сконцентрировав в нем задачи в области оплаты труда (доходов) и механизмы достижения их более справедливого решения; в области занятости не только в части ее поддержки и борьбы с безработицей, но и создания новых эффективных рабочих мест, которые будут функционировать в обновленной экономике; восстановления органической связи трудовых и посттрудовых отношений; искоренения нарушений трудового законодательства и др. Стержнем этого раздела должен стать комплекс мер, определяющий выход на стандарты развивающего потребления и формирование эффективной системы воспроизводства населения, которая напрямую связана с уровнем заработной платы и доходов населения и задает параметры человеческого потенциала и его накопления. Реализация этих мер должна опираться на эффективную занятость, социально ответственное поведение бизнеса, активную роль государства и реальное социальное партнерство. В связи с этим требуется общегосударственная политика заработной платы как цены рабочей силы на макроуровне (экономика в целом, отрасль, регион) и на микроуровне (т.е. на каждом предприятии). Эта политика предполагает создание условий для стимулирования производства, усиления экономической активности населения, укрепления кадрового потенциала общества, свободного перелива и мобильности трудовых ресурсов. Президентом нашей страны Д.А. Медведевым объявлена политика социального развития на основе инвестиций в человеческий капитал. Для того чтобы он накапливался, нужно создавать амортизационный фонд человеческого капитала. А это значит, что заработная плата работника (потому что инвестиции идут через заработную плату – по крайней мере, на 75 % человек сам финансирует свое развитие): зарплата должна позволять не только осуществлять воспроизводство рабочей силы, но и накопление её качества. Это значит, что часть заработной платы должны составлять накопления семьи работника, а не только тратить все на потребление и налоги и текущие платежи. Амортизация человеческого капитала – это та часть накоплений, которая формируется из заработной платы и идет на образование детей, на здоровье, на досуг, на нормальную рекреацию, повышение квалификации (это тоже денег стоит). Когда мы накапливаем основной капитал, то средства выделяем из цены товара на амортизацию. Капитальные вложения – за счет накоплений. У нас есть норма накопления основного капитала – должна быть и норма накопления человеческого капитала. Если у нас зарплата не выполняет своей функции, то никакого развития человеческого капитала не происходит. Первоочередной вопрос сейчас – зарплата. Именно в условиях высокой инфляции надо решить проблему зарплаты, нормализовать ее, а потом уже давить инфляцию. Иначе все пойдет по той же колее. Уровень монетизации российской экономики сегодня более чем в два раза ниже, чем в развитых странах. А в недомонетизированной экономике это повышение зарплаты не приведет к росту цен вообще. Повышение зарплаты до реальной производительности и даже выше не приведет к росту цен. У нашей инфляции не монетарная природа, а природа издержек. Этот вывод неоднократно обосновывался специалистами разных экономических школ и направлений, в том числе Всероссийского центра уровня жизни, Института макроэкономических исследований, Центра экономического анализа и государственно-управленческого проектирования др. Без преодоления кризиса системы трудовых отношений и реализации мер по сохранению и развитию трудового потенциала невозможно обеспечить выход из кризиса отечественной экономики. И в заключение. Наши оценки не означают простую констатацию того, что плохо. Они формируются, как представления о том, что должно быть после кризиса, что нужно делать для нормальной рыночной экономики и цивилизованных трудовых отношений. Это наша страна. Другой у нас нет. Благодарю вас за внимание. Спасибо. | |
Категория: Новости | Просмотров: 1795 | Добавил: lu | |
Всего комментариев: 0 | |