90 лет Международной организации труда | 00:09 |
Доклад Председателя ФНПР М.В.Шмакова на Генеральном Совете ФНПР 22 апреля 2009 года «90 лет Международной организации труда: влияние конвенций и рекомендаций МОТ на развитие социально-трудовых отношений в России» Уважаемые товарищи, уважаемые гости! Международная организация труда возникла в 1919 году, в разгар гражданской войны в России. Ее создание явилось ответом западной либеральной цивилизации на опасность распространения на страны мира революционных идей, приведших к падению буржуазного социально-экономического и политического строя в Российской империи. Западные политики и руководители государств, прежде всего, членов Антанты, поняли, что дальнейшее наращивание эксплуатации наемных работников, многие из которых пережили ужасы кровопролитной Первой мировой войны и стали готовыми защищать свои права любыми способами, чревато социально-политическим взрывом в их странах, о чем наглядно показали попытки революций в Германии и Венгрии, а также нарастание протестных настроений среди пролетариата во многих странах Европы, Северной Америки, Азии. Идея была поистине гениальной – создать орган международного регулирования трудовых отношений, в рамках которого было бы возможно согласование интересов государства в лице правительства, работодателей и организаций наемных работников, то-есть профсоюзов, которые к тому времени стали уже ощутимой силой. Подъем влияния социал-демократических идей в обществе, идей социальной справедливости во многом способствовал реализации этого проекта, явившегося мощным прорывом в осознании необходимости изменения магистрального направления развития общества. Глобальная задача МОТ заложена в ее Уставе, одно из основных положений которого гласит: «Непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах». Из этих слов видно, что достижение целей социальной справедливости в мировом масштабе является лейтмотивом всей деятельности этой Организации. Об этом также говорится в обращении Генерального директора МОТ Хуана Сомавия, посвященном 90-летию Международной организации труда и адресованном Российской Федерации: «В этом году Международная организация труда будет отмечать свой 90-летний юбилей. МОТ – старейшее агентство системы ООН, и ее юбилей является событием глобального значения, в то же время важным для каждой страны. Россия - член МОТ с многолетним стажем, и для нас большая честь работать в течение многих лет вместе с вами, расширяя возможности достойного труда в вашей стране. Основной принцип МОТ – диалог, направленный на преодоление кризисных ситуаций. В системе ООН мы – «агентство реальной экономики» и представляем не только правительства, но и работников и работодателей. Сегодня, в период глобальной экономической нестабильности, наш призыв к социальной справедливости и мандат МОТ столь же актуальны, как и в дни ее создания. Нынешний экономический кризис придает юбилею дополнительную значимость, Участники юбилейных мероприятий могут сформулировать подходы, направленные на защиту людей, обеспечение устойчивости предприятий в нынешние сложные времена, а также определить роль вашей страны в решении этих важных проблем. Я весьма рассчитываю на Вашу поддержку. Уверен, что под Вашим руководством мы сможем не только отметить юбилей МОТ, но и максимально использовать его, чтобы начать новую главу в борьбе за социальную справедливость и достоинство людей труда в России». О значении МОТ в 1969 году, в 50-ю годовщину ее образования и в день ее награждения Нобелевской премией мира за содействие улучшению условий жизни трудящихся, сказал председатель Нобелевского комитета: «МОТ – это одно из редких институциональных образований, созданием которых может гордиться человечество". За 90 лет деятельности МОТ в целях достижения равновесия между различными сторонами трудовых отношений и согласования их интересов сформировалась идеология трипартизма и стала широко применяться практика социального диалога. Не менее важно то, что за 90 лет были разработаны и приняты 188 конвенций и 199 рекомендаций, составившие свод международных трудовых и социальных законов, своеобразный международный трудовой кодекс, ставший основой для разработки и совершенствования трудового законодательства многих стран. Сегодня, когда в мире разразился глобальный финансово-экономический кризис, грозящий перерасти в масштабный социальный кризис, и когда профсоюзное движение России обеспокоено недостаточной степенью соблюдения международных трудовых норм в нашей стране, было бы своевременно обсудить, как еще более эффективно можно использовать возможности, предоставляемые Международной организацией труда, для совершенствования национального трудового и социального законодательства. Последние годы в деятельности МОТ были ознаменованы рядом крупных событий, направленных на повышение роли организации в XXI веке. В этом отношении, прежде всего, необходимо отметить принятие в 1998 году Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Декларация провозгласила основополагающие конвенции, которые все государства-члены, даже если они их не ратифицировали, должны, исходя из обязательств, вытекающих из самого факта их членства в организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь. Другой важнейший документ – Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, был принят в июне прошлого года. Принятая накануне кризиса, Декларация явилась результатом прозорливости коллективного разума, посчитавшего необходимым разработать и предписать принципы достижения социальной справедливости в глобальном масштабе через всемерное распространение достойного труда. Уже в самом названии Декларации говорится, что социальная справедливость подразумевает изменение мирового порядка в сторону гармоничного развития трудовых отношений с более высоким уровнем соблюдения прав и правил, введения принципов регулирования и прозрачности функционирования экономических и финансовых рынков. Последовавшие вскоре события полностью подтвердили правильность этого анализа. В 1999 г. Генеральным директором МБТ была выдвинута и обоснована концепция достойного труда, которая базируется на осуществлении четырех главных стратегических целей: претворения в жизнь основополагающих прав в сфере труда; расширения возможностей занятости и получения дохода; совершенствования систем социальной защиты; укрепления социального диалога. МОТ осуществляет процесс объединения этих целей в единую систему, стержнем которой стала концепция достойного труда как инструмент сокращения бедности, справедливого распределения результатов труда и улучшения его условий, обеспечения социальной интеграции в условиях глобальной экономики. В 2000-х годах Программа достойного труда получила дальнейшее развитие и практическое применение; было проведено большое исследование по проблемам глобализации и её влияния на социальные и трудовые отношения, осуществлена разработка международных трудовых норм, направленных на улучшение условий труда и жизни людей, защиту прав человека. Не лишне напомнить, что идеология достойного труда легла в основу программных документов нашей Федерации, а также нашла свое отражение в программе партии «Единая Россия». Являясь в соответствии с Конституцией Российской Федерации источником трудового права и обладая особой правовой силой, приоритетной по отношению к национальному законодательству, конвенции и рекомендации МОТ, использующие мировой прогрессивный опыт в сфере труда, действительно способны активно содействовать повышению эффективности процессов правового регулирования социально-трудовых отношений, созданию и совершенствованию трудового законодательства. И этим важным инструментом правотворческой и правозащитной деятельности стали пользоваться профсоюзы, что было отмечено в постановлении Исполкома ФНПР от 18 апреля 2000 года «Об усилении роли международных трудовых норм в правотворческой и правозащитной деятельности профсоюзов». В этом постановлении было также поручение обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с предложением о принятии постановления Пленума Верховного Суда, ориентирующего суды на более активное применение международных трудовых норм. В результате 10 октября 2003 года постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" было принято. Это было первое специальное постановление, посвященное международному праву, и в этом смысле оно имеет исключительно важное значение. Оно даёт ответы на многие животрепещущие вопросы, концептуально базируется на отечественной теории взаимодействия международного и российского права, в рамках которой данная проблема исследуется сравнительно давно, явно свидетельствует о воплощении в жизнь теоретических разработок, ожидавших использования и нашедших наконец отражение в постановлении высшего судебного органа. Многолетние изыскания и дискуссии перешли в практическую плоскость. В практике своей работы ФНПР неоднократно использовала международные трудовые нормы с целью повышения их влияния на идеологию российского трудового права. Так, при разработке федеральных законов «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» по инициативе ФНПР были учтены положения нормативных документов МОТ, касающиеся статуса, полномочий и прав профессиональных союзов, что в итоге создало правовую основу их представительства и деятельности. Необходимо отметить и модернизацию многих норм и институтов трудового права с применением международных стандартов труда в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации и последующим внесением изменений в него. Я не буду приводить детали, скажу лишь только, что Трудовой кодекс был проанализирован экспертами МОТ, которые признали его вполне соответствующим международным стандартам, закрепленных в конвенциях МОТ. Во всяком случае, к нему не было таких претензий, какие имели место в случаях с Трудовыми кодексами Новой Зеландии или Грузии. Правда, одним из несоответствий принципам, заложенным в положениях Конвенций №№ 87 и 98, была и остается слишком усложненная процедура объявления забастовки, о чем было указано в ряде докладов Комитета экспертов и чему было посвящено обсуждение случая России на пленарном заседании Комитета по применению конвенций и рекомендаций 93-ей сессии Международной конференции труда в 2005 году. Применение за последние годы международных трудовых норм в судебной практике показало признание их приоритетности. Так, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая отдельные дела, связанные с трудовыми отношениями, учитывал положения конвенций и рекомендаций МОТ, других международных актов. Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24 января 2002 года, из положений Конвенций МОТ №№ 87, 98 и 135 вытекает прямая обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан. Это положение особенно важно для обеспечения социальной и правовой защиты работников, входящих в состав профсоюзных органов и осуществляющих свои профсоюзные обязанности без отрыва от основной работы. Верховный Суд Российской Федерации признал, что возложение обязанностей выполнять работу без соответствующей оплаты труда является принуждением к труду, что запрещено Конвенцией МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда». Это впоследствии послужило основой для внесения в трудовое законодательство нормы о возможности приостановления работником работы в случае задержки выплаты заработной платы, реализованной в ст. 142 Трудового кодекса. Причем в настоящее время, в связи с внесением изменений в эту статью Федеральным законом от 30 июня 2006 года, однозначно решен вопрос о законности отсутствия работника на рабочем месте в период приостановления работы из-за задержки выплаты заработной платы. Определен также день, когда работник должен вернуться на работу: он обязан это сделать не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы. В период массовых невыплат заработной платы в 90-х годах по инициативе ФНПР МОТ рассмотрела сложившуюся ситуацию и обратила внимание Правительства Российской Федерации на многочисленные нарушения Конвенции № 95 «О защите заработной платы». Правительству Российской Федерации было настоятельно предложено «взять на себя четкие обязательства положить конец нарушениям Конвенции и принять пакет мер, не только устанавливающих соответствующие правила, как, например, с помощью указов, но и обеспечивающих их эффективное применение на практике, особенно путем наложения соответствующих санкций в случае нарушений с тем, чтобы гарантировать своевременную выплату заработной платы и быстрое возвращение уже имеющихся долгов по оплате труда». В настоящее время, в связи с финансово-экономическим кризисом, эта проблема вновь становится актуальной. Важнейшей тенденцией международно-правового регулирования труда, характерной для последнего времени и направленной на защиту прав человека, улучшение условий труда и жизни людей, является концентрация усилий МОТ в целях ратификации государствами-членами и эффективного применения ими конвенций. В Российской Федерации, ставшей правопреемницей СССР в международных организациях, было на тот момент подтверждено признание 55 конвенций, ратифицированных Советским Союзом. Большое число из них посвящено труду женщин и молодежи, охране труда, техники безопасности и производственной санитарии, рабочему времени и ежегодным отпускам, охране материнства. Значительная часть касается профсоюзной свободы, запрещения принудительного труда, дискриминации в области труда и занятий, равной оплате за равный труд мужчин и женщин. С изменением экономического строя в нашей стране неизмеримо возросло значение международных трудовых норм как основы формирования трудового и социального законодательства, более соответствующего новым экономическим и социальным условиям. Вам был роздан краткий справочный материал, в котором наглядно показано, какие конвенции и когда были ратифицированы Российским государством. В нем также содержится перечень конвенций, которые фигурировали в тех или иных документах, под которыми стоят подписи высших российских законодательных и исполнительных органов, и которые были признаны первоочередными для ратификации, но так до сих пор и не ратифицированы. Более того, о целесообразности ратификации многих из этих конвенций Правительству Российской Федерации указывала Государственная Дума, но без каких-либо результатов. В этом просматривается инертность Правительства Российской Федерации и его неуважение к таким важнейшим документам как Генеральные соглашения, в которых как раз и фигурировали вышеупомянутые конвенции в общем количестве двадцати пяти, своевременная ратификация которых могла бы значительно изменить в положительную сторону вектор деятельности правительства, других органов власти по реализации принципов социального государства, закрепленных в Конституции нашей страны. Более того, будучи международными нормативными актами, обязательными для применения, конвенции МОТ в случае их ратификации побуждали бы правительство осуществлять более строгий контроль над соблюдением их положений со стороны работодателей, что в значительной степени оздоровило бы положение в области трудовых отношений и предостерегло бы некоторых недобросовестных работодателей от опрометчивых поступков, от нарушений прав работников и профсоюзов. Не отреагировало наше правительство и на рекомендацию Межпарламентской Ассамблеи государств-членов СНГ о необходимости скорейшей ратификации одиннадцати конвенций МОТ. Этот вопрос был рассмотрен две недели назад на заседании Совета Всеобщей конфедерации профсоюзов. С огорчением должен признать, что среди стран СНГ Российская Федерация по темпам ратификации этих конвенций делит последнее место с Туркменией, которая, как и Россия, не ратифицировала ни одну из предложенных конвенций. В то же время Молдова ратифицировала восемь конвенций, Армения – семь, Украина – шесть, Азербайджан – пять, Кыргызстан – 4, Белоруссия – три, Казахстан и Узбекистан – две, Грузия и Таджикистан – одну. Россия же – ни одной. За последние десять лет Россия ратифицировала лишь шесть Конвенций, причем из них только одна фигурировала в упомянутых списках. Как положительный пример, мы можем отметить лишь ратификацию в 2003 году Конвенции № 182 (1999 г.) «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», которая относится к числу основополагающих. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации только в 2007 году дважды обращалась в Правительство Российской Федерации по поводу ратификации Конвенций МОТ, отмечая, что Правительство не в полной мере соблюдает статью 19 Устава МОТ в части своевременного и полного представления в Парламент страны конвенций и рекомендаций, принятых Международной конференцией труда, а также допускает нарушения по процедуре их представления. Такое отношение правительства, являющегося компетентным органом, ответственным за внесение предложений о ратификации Конвенций МОТ на рассмотрение Парламента, может быть, было бы объяснимо, если бы Россия находилась во главе списка государств-членов МОТ, ратифицировавших большинство конвенций. Но отнюдь, из действующих на сегодняшний день 165 конвенций Россия ратифицировала только 53, то-есть одну треть, и поэтому находится в нижней половине этого списка. Конечно, сам акт ратификации не является самоцелью, более важным является эффективное применение конвенций и контроль над их соблюдением. Но, как вы прекрасно понимаете, без первого нет второго, без ратификации не будет ни применения, ни соблюдения. Отдельно хочу остановиться на конвенциях, входящих в так называемый «социальный раздел», а именно Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». В постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 июля 2007 г. по результатам проведенного 24 мая 2007 года ФНПР третьего этапа всероссийской акции протеста профессиональных союзов "За достойную жизнь!", отмечалось, что в числе основных требований участников акции были повышение размеров трудовой пенсии и ратификация 102-й Конвенции. В постановлении предлагалось ускорить внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона о ратификации Конвенции № 102. Прошло уже около двух лет, но никакой реакции Правительства РФ на указанные обращения Государственной Думы до сих пор нет. А ведь о необходимости применения положений этой конвенции, то-есть о доведении до 40 процентов замещения утраченного заработка, недавно говорил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев! Более того, Россия объявила о готовности ратифицировать Европейскую социальную хартию, где этот процент существенно выше – не менее 50 процентов. Хочется спросить – за чем дело встало? Даже если Европейская социальная хартия будет в ближайшее время ратифицирована – а, для справки, из членов Совета Европы только две страны, одна из которых Россия, до сих пор не ратифицировали Хартию, - то это отнюдь не снимает с повестки дня вопрос о необходимости ратификации 102-й, 117-й и 128-й конвенций. Сегодня, в ситуации, когда в результате кризиса миллионы людей теряют работу и средства к существованию, особую важность приобретает признание и соблюдение Конвенций № 158 о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя, № 168 о содействии занятости и защите от безработицы, № 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, № 175 о работе на условиях неполного рабочего времени. Последние годы Россия стала страной, принимающей многие миллионы трудовых мигрантов, причем мигрантов, прибывающих в нашу страну на заработки как на легальном основании, в соответствии с квотами, устанавливаемыми на государственном уровне, так и нелегально. ФНПР неоднократно заявляла о необходимости ратификации Конвенций №№ 97 и 143 о трудящихся-мигрантах, № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения, № 157 об установлении международной системы прав в области социального обеспечения, что позволило бы во многом уменьшить существующую дискриминацию в области прав, оплаты труда, социального обеспечения иностранных граждан, прибывающий в Россию с целью поиска работы, а также содействовало бы общему повышению качества труда в нашей стране в результате постепенного и последовательного искоренения такого явления, как демпинг рабочей силы. Все сказанное выше говорит о том, что в нашей стране состояние дел в области соблюдения обязанностей, налагаемых самим фактом членства в Международной организации труда, далеко от идеального. Активная политика в области эффективного применения международных трудовых норм во многом способствовало бы решению этой проблемы. В связи с этим мне в очередной раз хотелось бы призвать правительство Российской Федерации, органы законодательной власти серьезнее относиться к международным обязательствам страны, быть активными проводниками на национальном уровне политики Международной организации труда, направленной, как уже было сказано, на полную реализацию целей социальной справедливости. Через шесть дней наступит день официального провозглашения создания Международной организации труда. Поэтому сегодня, в преддверие этой даты, хотелось бы поблагодарить Организацию, ее Бюро по связям с трудящимися, руководителей и сотрудников Московского офиса МОТ за их желание и стремление оказать всемерную поддержку и экспертное содействие российским профсоюзам в реализации проектов технического сотрудничества. Также хотелось бы сказать, что Федерация Независимых Профсоюзов России, ее членские организации будут и в дальнейшем оказывать содействие развитию деятельности Организации, будут продвигать благородные принципы достойного труда, уважения прав и свобод, равноправия и доверия ради прогресса не только в нашей стране, но и во всем мире, будут основывать свои требования и свои действия на международном трудовом законодательстве. Являясь по своей сути организацией, в основу которой изначально заложены принципы солидарности и взаимопомощи, Федерация Независимых Профсоюзов России еще раз подтверждает свою приверженность той идее, которая стала девизом Международной организации труда и которую я процитировал в начале своего выступления: «Непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах». Благодарю за внимание. | |
Категория: Новости | Просмотров: 1389 | Добавил: lu | |
Всего комментариев: 0 | |